Зачем?

Путешествия Оставить комментарий


Мы спросили:- зачем? - Он в ответ,
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет.

Владимир Высоцкий "Баллада о детстве"

Я становлюсь старше. Это не значит, что мудрее. Но это значит, что мне становится жалко своих сил. И всё чаще, пробираясь куда-то, куда "Макар телят не гонял", я задаю себе вопрос - зачем?

Наверное, я не знаю ответа на этот вопрос. Но каждый раз я придумываю что-то в качестве ответа для себя, что позволяет идти дальше. Это очень важно - идти вперёд, потому что пешки назад не ходят.

Когда есть пункт А и пункт В, время ограничено, а преодоление расстояния даётся с трудом, вся жизнь стягивается в точку. Не остаётся ничего кроме пункта В где-то впереди, и призрачной линии, соединяющей тебя с ним. Это не значит, что эмоций нет - наоборот, если записывать все мысли, которые рождаются в этот момент в голове, можно извести невероятное количество бумаги. Но поразительным образом все мысли касаются пункта В и достижения этого пункта. Остальной жизни не существует. "Есть только миг между прошлым и будущим."

Игра в города.

"Если жизнь и рассудок дороги Вам, держитесь подальше от торфяных болот." Несложно догадаться, что отношения с жизнью и рассудком у меня не такие линейные, ибо я иду по железнодорожной насыпи через торфяное болото. Отношения Larky с его жизнью и рассудком мне неведомы, но он идёт следом. Зато отношения с желудком у него очень некстати испортились. Боль не позволяет ехать, поэтому мерно вышагиваем по насыпи от деревни Голубино к деревне Большие Острова. И над торфоразработками слышится странный диалог:
- Анкоридж.
- Житомир.
- Роттердам.
- Милан.
- Нарбонна.
- Атланта.
Простые занятия для мозга позволяют заблокировать обработку эмоций. О боли и усталости перестаёшь думать, когда голова занята другим. Если бы я был один, я бы считал до тысячи. К счастью, нас двое.
- Анапа.
- Апатиты.
- Тверь.
Насыпь забирает всё больше на юг и в конце концов выходит на берег болота. Делаем привал на вершине странной насыпи, поросшей молодыми деревцами. Мимо проезжает неведомо откуда взявшаяся "Нива". Мы снова идём:
- Рига.
Следует длинная пауза. Города на А перешли в раздел дефицита, но в нашем случае победа бессмысленна, а вот продолжение нужно обязательно.
- Столица Джорджии?
- А, Атланта.
- Армавир.
- Рейкьявик.
А потом мы дошли до того места, где на насыпи лежат рельсы, где валяется брошенная вагонетка, где стоят маленькие узкоколейные вагоны, где почему-то нет людей, но дымиться труба сторожки, где в лесу лежит тайник, который никто до нас не посещал. Ради этого стоило идти.
- Кострома.
- Антверпен.

Одинокая бродит гармонь.

Соревнования - проверка всего. Тогда, весной, моё всё было явно готово не ко всему.

Ощущение того, что "больше не могу" посещает меня крайне редко. Столь редко, что не всегда узнаёшь его. Однако, в этот раз ошибиться было невозможно. Организм отчётливо дал понять, что дальше двигаться он не намерен. Только вот стимулировать его было нечем. Не могу вспомнить почему, но запасы провизии в этот раз я отнёс к необязательному снаряжению.

Дальнейшее развитие событий было бы непредсказуемым, если бы на дороге не появился Виталик на белом коне велосипеде, подобный довольно грязному ангелу-спасителю. Спасительного в нём была прежде всего еда. Всего лишь пара сушёных бананов позволила продолжить путь. Первая атака была отбита.

Часть маршрута мы проехали вместе и я ещё раз воспользовался "материальной" помощью Виталика - уже на привале. А потом была длинная, бесконечно длинная просека под ЛЭП, и на ней Виталик ушёл вперёд, потому что он всё-таки шёл за победой. А я прошёл просеку и вышел один на дорогу, которая, несколько цинично, позволяла выбрать между лёгким финишем по асфальту (без двух последних КП) и продолжением издевательств надо организмом путём взятия ещё двух КП где-то в лесу.

Как водится, "сильные духом и слабые умом" принимают странные решения, поэтому я направился в сторону КП в лесу. Это в меру безумное действие могло плохо кончиться, если бы у казацкого стана мне не повстречалась команда 143. Саша и Маша, как я потом узнал. Второе место в категории МЖ. Но это всё ещё только будет. Сейчас нас трое, и мы идём, чаще чем едем, и неумолимо приближаемся к КП. Силы уходят, и их уже не восстанавливают даже сушёные бананы. И тогда сзади я слышу: "Снова замерло всё до рассвета, дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь." Голос у меня громкий, но противный - самое то - подхватываю: "Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь." Вместе поём (кричим?) другие куплеты вперемешку. Кажется один забыли. Судорожно вспоминаю, как же начинается тот, где "девушкам спать не даёшь."

"Вспомнил!" - кричу я назад - "Может радость твоя недалёко?!" Недалёко. Мы дошли сначала до одного, потом до другого КП. "Что ж ты бродишь, мой друг, одиноко?" Не одиноко, к счастью. Если бы одиноко - не дошёл бы.

Азимут.

Когда дорога исчезает внезапно, чаще всего поворачиваешь назад и начинаешь искать другую дорогу. Проблема в том, что дорога редко заканчивается внезапно. Обычно она медленно переходит из колеи в полосу без деревьев, потом в тропинку, потом в просвет меж деревьев, а потом исчезает вовсе. Или бывает так - была видимая дорога, но в какой-то момент поперёк неё навалены деревья, а за ними дорогу уже не найти. Дороги теряются гораздо быстрее, чем надежда на них. И отсюда появляется хождение по азимуту.

Кстати, даже когда дорога очевидно обрывается, соблазн пройти по азимуту чрезвычайно велик. Особенно в последнее время, когда благодаря техническим средствам можно надеяться, что всего лишь пятьсот метров по азимуту отделяют от заветной цели.

Так или иначе, но по азимуту мы ходим. Не так, чтобы регулярно, но достаточно часто. Возможно, я даже не вспомню все разы. Но я отчётливо помню, что само хождение по азимуту вызывает у меня чувство тревоги. Становясь старее, я всё чаще предпочитаю более длинную, но заведомо существующую дорогу, перемещению по азимуту. Правда, бывают случаи, когда искать альтернативную дорогу нет смысла. Особенно, когда хождение по азимуту запланировано изначально. Но даже его запланированность не исключает чувства тревоги.

Дорога от Ростова до Тархова Холма привела к хождению по азимуту самым естественным путём: асфальт сменился грунтовкой, та, в свою очередь, превратилась в полевую дорогу, которая, ведя от одной заброшенной деревни к другой, постепенно затухала и, войдя в лес, совсем исчезла под завалами деревьев. Классика жанра. Конечно, разум осознавал, что никакой "другой" дороги рядом нет, что окрестные деревни заброшены, и что наша потерянная дорога - единственная, какая могла бы быть. Но в подсознании теплилась несбыточная надежда на "автостраду за углом". Такая надежда только мешает идти. Всё время кажется, что нет смысла идти по азимуту, надо всего лишь поискать, и дорога найдётся. Я не знаю, о чём думали Larky и Виталик, чтобы заставлять себя идти; скорее всего, двигаясь вперёд мы просто поддерживали друг друга - каждый видел, что двое других идут и тоже шёл дальше. В попытке отключить сопротивляющийся мозг я беспрестанно повторял про себя: "Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет."

И дорога в итоге нашлась. Когда полу-заброшенная дорога идёт через лес, по-видимому, самый заброшенный её кусок именно в середине. И чтобы преодолеть его азимута было не избежать. Но глупое сомнение так и осталось в глубинах сознания - а вдруг где-то там, в двух шагах, была та самая дорога, которую надо было всего лишь найти?

Как я перестал нервничать и полюбил компас.

BOR всегда на шаг впереди меня. В первый раз оказалось, что найти на местности ничем не приметную точку, отмеченную на карте вовсе не так просто, как доехать из А в В. Во второй раз выяснилось, что материальное обеспечение на длинной дистанции решает гораздо больше, чем мне казалось, а на велосипеде надо не только ездить, но и ходить рядом - много ходить. В третий раз, когда я уже, казалось, учёл все ошибки предыдущих попыток, стало понятно, что ночью всё совсем не так, как днём. Хотя свет фонаря и выхватывает фрагменты ночи, ориентироваться, в основном, приходится, образно говоря, "на ощупь."

Попытки ехать ночью не по дороге, чуть было не обернулись полным провалом. Классически исчезающая тропинка ночью не может быть пройдена в обратном порядке: она слабо отличается от остальной местности - всё одинаковое, тёмное, покрытое слоем листьев. Ещё минуту назад казалось, что ты идёшь по тропинке, и вот уже не знаешь, куда идти обратно.

Где-то за облаками светила луна. Её свет то и дело пробивался вниз, но ещё на первом BORе я научился, что полагаться на наблюдение светил нельзя. Именно поэтому на груди у меня висит компас. Его стрелка всегда меня поражает: почему-то слишком часто оказывается, что мои текущие предположения о севере и юге диаметрально противоположны действительности. Как бы то ни было, по счастью, стрелка заслуживает большего доверия, чем мои ощущения. После первого шока начинаешь двигаться по стрелке, и, возможно с некоторым трудом, добираешься туда, где напрасно сошёл с дороги. "Надежда, мой компас земной". С метафорами всё не так просто. Хорошо, что хотя бы компасу можно доверять.

Зачем?
Я попытался ответить себе на этот вопрос, и, похоже, у меня не очень получилось. Видимо, надо сказать так - чтобы пожить ещё одной жизнью. Той, которой не досталось только потому, что не вовремя родился - все великие географические открытия уже сделаны, а межпланетные перелёты всё ещё в зачаточном состоянии.

PS: Я безгранично благодарен всем, кто участвовал, помогал, был рядом. Ваша помощь неоценима.

22 комментария к “Зачем?”

  • ..потому, что не вовремя родился - все великие географические открытия уже сделаны...
    и остались только маленькие... Мне не давно прислали карту... километровку генерального штаба СССР. На ней глубокая долина окруженная 5000-ами... я спросил, а как мы сюда попадем, откуда мы начнем, дно выглядит пологим может прям сюда доедим... мне ответили: возможно дорога почему-то обрывается на предыдущем листе, а здесь... а здесь до нас никого не было.

    • Я знал, что ты что-то напишешь 🙂 И я всё ещё не знаю, что тебе ответить. В общем, горные первопроходы - это круто, но у меня всё равно сомнения, что это помогает от ощущения того, что всё уже открыто...

      • В редко посещаемом районе присутствует чувство полного отсутствия людей. Это когда на много километров нет ни одного человека. А вообще это особое ощущение идти там, где никто до тебя не ходил.

      • Рита:

        Это не помогает, это о другом 🙂

  • ... но зачем-то ему очень нужно пройти
    четыре четверти пути.
    (с) Он же

  • Если ты устал и нет сил идти дальше - сделай ещё шаг. Оно того стоит. (с)

  • 🙂
    знаешь, а ведь что бы пожить еще одной жизнью, я играю в театре 🙂

  • Пожить ещё одной жизнью - а ведь это пожалуй ответ! Кажется теперь я понял, зачем мне столько увлечений 🙂

  • зачем - мб, чтобы в памяти всплывало одно вместо другого?)

  • Anonymous:

    Довольно грязный ангел-спаситель

    Яша, все нормально! Это извечный вопрос, "по жизни". Еще это можно назвать спортивной травмой %) Для себя я на этот вопрос ответил так -Лучше сделать и жалеть об этом, чем не сделать и жалеть о не сделанном.

    -- Пошли мы как то в Карелию на катамаранах, а весла забыли. Зачем?!?
    %)

  • про точку А и точку В недавно слышала от Алёхи слово в слово

  • (с)

    Да, бывают разные мальчишки...
    Разве мало их - сынов Земли?
    Только всем давай такие книжки,
    Чтоб в туманах плыли корабли...
    Чтоб в поход вели их капитаны,
    Чтоб пиратам было не уйти...
    И во сне увиденные страны
    Расцветали где-то по пути.
    А девчонки тоже не похожи
    На подружек - разве что коса...
    Но мечтают многие, быть может,
    Распушить по ветру паруса.
    И, пока на свете будут дети,
    Будут звать крылатые мечты:
    Хорошо бы плавать на корвете,
    С океаном перейти на ты!..
    От себя ведь невозможно бегство -
    Пусть давно я дяденька большой,
    Но во мне ещё таится детство
    И живёт парнишка озорной...

  • Рита:

    (интересно, а этот комментарий ты получишь?)

    Что это было?
    В общем, не только цитаты оставляют странное ощущение, да.

    • Рита:

      Так и не ответил 🙁

    • Алексей Яшунский:

      А я не понял вопрос. В смысле — «Что это было?»

      • Рита:

        Что за мероприятие 🙂
        Bike-off-Road?

        • Алексей Яшунский:

          мероприятие — Bike-off-Road. Но там (в тексте) есть и просто блуждания по лесу 🙂

          • Рита:

            Я смотрю, просто - родные понятия какие-то, знакомые декорации, мысли и ситуации 🙂
            Но в одной и той же гонке мы с тобой тогда явно не могли участвовать 🙂
            Но решила уточнить.

          • Рита:

            "сильные духом и слабые умом" - это вообще девиз ПМБ (Питерского Марш-Броска). С дополнением "умрём тяжело" 🙂

Оставить комментарий

Тема WordPress и иконки разработаны N.Design Studio
© 2019 Страница Алексея Яшунского RSS записей RSS комментариев Войти