Как когда-то говорил Задорнов, "мы так напугали мир октябрьской революцией, что они пошли по другому пути, и с испугу построили социализм". Так вот, оказывается, что практически так оно и есть. Если кто-то читал "Незнайка в Солнечном городе", то, возможно, вспомнит, что там можно было взять машину, доехать на ней куда надо, а потом оставить. И вот это вот счастье реализовано в Париже с велосипедами (говорят, что с машинами тоже есть и собираются развивать, но речь именно о велосипедах). Назвается это velib, что расшифровывается как velo libre, т.е. - "свободный велосипед". Было опробовано в воскресенье.
Работает эта система следующим образом: по всему Парижу расставлены стоянки стандартных серых велосипедов. Когда вам надо доехать откуда-то куда-то, вы берете на стоянке велосипед, едете, а пото оставляете на такой же стоянке. Поскольку построили пока ещё только социализм, а не коммунизм, за велосипеды всё-таки надо платить. Существуют годовые абонементы и краткосрочные билеты - на неделю и на день. Билет на день стоит 1 евро. Чтобы его получить, нужна кредитная карта, на которой блокируют 150 евро залога. Получив билет, можно брать велосипед на любой стоянке:
При этом, если перегон от стоянки до стоянки занимает менее часа, то дополнительная плата не взимается. В противном случае оплата по времени (евро за час, кажется). Стоянок очень много, поэтому ездить по городу с получасовыми перегонами несложно. В крайнем случае можно через полчаса на какой-нибудь стоянке сменить велосипед и поехать дальше.
В общем, за евро в день "велосипед в малых дозах безвреден в любом количестве". Желающих воспользоваться сервисом - невероятное количество. Людей на серых велосипедах на улицах Парижа - множество, и их количество растёт, причём именно благодаря velib-у.
Естетсвенно, у сервиса есть и недостатки. Первейший из них - рост энтропии при эксплуатации. Велосипеды не перемещаются по городу равномерно. В результате через некоторое время где-то пусто, а где-то - густо. Правда пустых стоянок я не видел (кроме недействующих вовсе), а вот сдать велосипед в районе, где все стоянки забиты - проблема с которой даже я столкнулся. В таких случаях у парковки собирается очередь из желающих сдать велосипед. К ней можно присоединиться или поехать искать другую парковку. Как я понял, с этим борятся, перевозя велосипеды большими партиями между стоянками на грузовиках. А так, конечно, энтропия замкнутой системы не убывает... 😉
Вторая проблема - техническое состояние. При активной эксплуатации велосипеды довольно быстро изнашиваются. За ними, конечно, следят, но всё-таки на стоянках часто встречаются неисправные велосипеды. Тем не менее, не было случая, чтобы мне не удалось найти рабочий велосипед и благополучно поехать дальше. Техническое оснащение велосипеда достаточно минималистично - ручные тормоза на оба колеса, планетарная втулка с тремя передачами, динамо-машина, питающая передний и задний фонари (не выключаются), корзина спереди и замок для парковки вне специально отведённых мест. Минималистично, но вполне достаточно для комфортной эксплуатации.
В общем, позитивный сервис. Фактически, это вариант общественного транспорта. И, судя по моим наблюдениям, очень популярный вариант. Когда-нибудь и у нас может быть будет что-то подобное... "Жаль только, жить в эту пору прекрасную...."
А они тоже направо не поворачивают, как и нашенские??)
У нашенских тоже нет проблем с правыми поворотами, это тебе показалось.
А вот и есть 🙂
у нас такие машины есть 🙂 прямо как в Солнечном городе!
у нас - это где? =)
На Колорадщине, надо думать 🙂
уж не придется не мне, ни тебе.
недавно размышлял на тему - когда по нашему району можно будет ночью проехаться на сегвее без вреда для здоровья )))))
Зачетно! Какой километраж накрутил? 🙂
Без понятия - одометра-то нет 🙂 Надо по карте считать. Скорее всего, не слишком много.
А на ночное время суток сервис также распространяется? А проблема кражи велосипедов есть (особенно в ночное время суток)?
Да, сервис круглосуточный. Общественные велосипеды не крадут ибо это бессмысленно, а обычные - бывает. На ночь в некоторых районах лучше велосипеды не оставлять, но в домах обычно есть "гараж" для велосипедов. А на улицах иногда встречаются вандализированные останки велосипедов, которые оставили "не там, где надо" 😉
=)
Извини за глупый вопрос, но...
почему бессмысленно? =) из-за их простоты? 😉 так, может, есть те, кто этим не гнушается?)
Ну, отломать его от парковки не так просто. А своровать взятый кем-то велосипед не очень просто, потому что всё-таки их редко оставляют надолго не на парковках. Да и не стоит он даже 150 евро, наверное.... В общем, см. начало - социализм.... воровать не надо - можно просто пользоваться 😉
здорово! =) спасибо! Я училась кататься на велосипеде 2 раза. Оба раза неудачно. Поэтому смирилась с тем, что не умею на них ездить. Но это отличное средство передвижения. Самое главное, бесплатное и придающее независимость =) И... это ведь не так трудно, как кажется? Теперь я хочу научиться снова =)
Да, всё несложно 🙂 Главное - не спрашивай у Феди, как поворачивать направо ;)))
=)))))) хорошо
какая замечательная идея!
Очень хочется опробовать...
Привет Фросе! 🙂
Здорово!
А также велосипеды очень распространены в Голландии. Там вроде бы нет таких общественных велосипедов, но зато их очень много. Статистика просто фантастическая. Там огромные велосипедные парковки. И очень много жителей имеют, по крайней мере, по два велосипеда. Например, живут за городом, доезжают на велике до поезда, оставляют его на местной стоянке, на поезде приезжают в город, там на стоянке берут свой второй велосипед и на нем уже едут на работу.Причем, велосипеды там самые простые,дабы не украли.
Да, где-то у меня даже была фотография такой парковки 😉
В Испании во многих городах (сходу вспомнились Сантандер и Севилья) тоже подобная штука есть. У нас, к сожалению, такой велосервис пока невозможен в силу отсутствия дорожек для велосипедистов.
вот сразу видно, что в Дании коммунизму больше, чем во Франции. В Копенгагене все действовало по принципу тележки в супермаркете: вставил 2 евро - поехал, припарковался -забрал.
А тут 150 евро блокируют...
Правда, Париж -это и не Копенгаген, у последнего только Христиания, а не арабские и черные кварталы
Насколько я помню, в Копенгагене было проблемой найти работающий велосипед, а тут это действительно массовое явление.
что верно, то верно
Хорошая система, приятная.