Публикую описание первого дня пути.
"Сильные духом, слабые умом."
- А вы откуда едете?
- Из Новгорода.
- А как же - там ведь дороги нет?
- Да, там дороги нет, мы знаем .... теперь.
(типовой диалог с местными жителями)
Поезд в Новгород приходит очень рано. Настолько рано, что немногим позднее шести утра мы уже ехали по пустому городу в сторону Кремля. Кремль неожиданно (для меня) оказался открытым, что позволило сделать дежурную фотографию на фоне памятника тысячилетию Руси. По пешеходному мосту мы переехали Волхов и, покружив вокруг колоннады Ярославова дворища, мимо гостиницы Садко выехали из города.
Первые километры шли очень бодро - донимали лишь комары, да и то только, если останавливаться. Останавливаться, правда, приходилось. В частности, для завтрака бутербродами. Мост через Мсту оказался закрыт на ремонт, но для пешеходов и
велосипедов проход оставили - в отличие от автомобилей нам не надо делать крюк в несколько десятков километров. В сельском магазине ("лабазе") докупаем недостающие продукты и продолжаем путь. Пролетев через населенный пункт
Пролетарий, въезжаем в Дорожно. Здесь у нас поворот направо в дебри восточного берега Ильменя. На повороте нас встречает колоритный местный житель мужеского пола в платочке, по-видимому, предохраняющего его обладателя от комаров. После
демонстрации карты и описания нашего будущего маршрута, получаем одобрение и ценные сведения, о том, что местами дорога "не очень" (а то мы не знали!), а также о том, что перед деревней Мерлюгино на нашем пути будет родник (а вот
этого действительно не знали).
После поворота направо дорога еще некоторое время достаточно хорошего качества, а незначительное количество автотранспорта увеличивает ее качество на порядок. Один из обогнавших нас объектов - Запорожец, решили автотранспортом не считать.
В пути обсуждаем природу прямоугольных дырок вырезанных в асфальте - возможно, для взятия проб? Окончательного решения по этому вопросу так приянто и не было.
Первую возможность "срезать", то есть, проехать напрямую через лес там, где асфальтированная дорога идет вокруг, мы упустили. Возможно, это и не так плохо, особенно, если учесть, какие лесные дороги мы видели потом. Так или
иначе, вместо лесной дороги мы свернули с асфальта на дорогу, которая была обозначена на карте, как бетонка. Правда, она очень быстро оказалась грунтовкой. А потом на ней появились лужи, которые становились все больше и больше. Навстречу проехал ранее обгонявший нас Запорожец - никакое более существенное средство передвижения сюда не сунется.
Некоторые лужи уже перекрывают всю дорогу. Несмотря на свое позорное выступление на Bikeadventure, основную истину я уяснил - на лесной дороге с лужами нельзя остаться сухим. Поэтому лужи можно спокойно проезжать "с налета". Даже если этого не делать, все равно, рано или поздно окажешься как минимум по колено в воде. Вот Лена, хотя и старалась ехать аккуратно, а все равно искупалась.
Надо признать, что дорога, по которой мы ехали, все-таки имела некоторые признаки грунтовой, хотя луж достаточно большой глубины на ней хватало. Однако, все хорошее когда-нибудь заканчивается, и мы выехали к месту, где от нашей дороги вправо уходило хотя и не езжанное, но вполне явное ответвление. Если бы по дороге прямо начиналась деревня Боровичи, то можно было бы быть уверенным, что это именно тот правый поворот, который нам нужен. Но никакой деревни впереди не было. На каждую из дорог была выслана разведка (Леха и Леша). Разведка в сторону предполагаемой деревни показала, что деревни нет.
Разведка направо донесла, что там есть кладбище. До этой поездки не думал, что буду радоваться кладбищам, но именно они оказываются наиболее надежными ориентирами. Дорога направо, если судить по карте, должна была проходить мимо
кладбища, и, руководствуясь этим, мы поехали именно по ней.
Дорога, обозначенная на топографической карте пунктирной линией, это дорога в истинно российском понимании этого слова - то есть, полоса без деревьев. Обычно, кроме отсутствия деревьев в этой полосе еще наличествует колея типа "след от трактора Беларусь". Ну и, естественно, вода. Которая очень часто заполняет всю полосу без деревьев.
Если сначала кажется, что по такой дороге можно только идти, таща велосипед на себе или за собой, то спустя некоторое время приходит понимание того, что даже по этой дороге все-таки проще ехать. Передача 3-1 и вперед. Лужи размером с
маленькие озера тоже можно проехать. Или по кромке с одной из сторон, или по гребню посередине. Если не повезет, а точнее, когда не повезет, уйдешь в воду ногами по щиколотку или по колено.
На счетчик пройденного пути не смотрю, но едем мы медленно. Это не асфальт, на котором мы шутили, что такмим темпами можно вообще все озеро объехать два раза. Обычно скорость где-то в районе 3-4 км/ч. Начинает ощущаться усталость.
Потом делились впечатлениями, у кого как проявляется усталость. У меня в желудке появляется ощущение того, что все ресурсы исчерпаны и требуется срочное пополнение. Обед действительно должен скоро быть, но где его организовывать посреди заболоченного леса, не понятно. Есть уже хочется всем, а еще всем хочется приостановить наш рывок через лес, чтобы перевести дух. Тяжелее всего дается уже не само движение, а влезание на велосипед и слезание с него перед каким-нибудь препятствием.
На одной из развилок выбираем дорогу налево, но компас вскоре показывает, что выбранный путь не верен и надо возвращаться. Проделываем около ста метров попятного пути и возвращаемся на правильную дорогу, которая вскоре приводит
нас на поляну. У всех силы на исходе, устраиваем привал.
Судя по описанию, именно здесь должен быть обещанный родник. Лешины поиски приводят его только к речке с водой металлического цвета - родника не видно. Пока подкрепляем силы шоколадкой, слышим в лесу голоса людей - правда, не
очень понятно, хороший это знак или нет. Обсуждение возможности обеда на этой самой поляне приводит к выводу о том, что с обедом надо повремнить.
После шоколадки продолжаем движение и вскоре выезжаем к очередному кладбищу - именно отсюда доносились голоса людей. Двое местных жителей сообщают нам о том, что:
а) мы на правильном пути;
б) впереди заброшенная деревня Мерлюгино, до нее немногим более километра;
в) именно на той поляне, где мы стояли и находится родник (в закопанной бочке), и вода в нем
святая.
Решаем обедать в Мерлюгино и возвращаемся на поляну, чтобы все-таки найти родник. Рассыпной поиск дает результаты. Родник действительно на поляне, но цветущая коричневой болотной травой поверхность воды заставляет усомниться не только в святости, но и в возможности употребления этой воды. Тем не менее, две бутылки мы на всякий случай набираем, вода прозрачная, хотя и отдает болотом.
Последний рывок, дорога стала чуть получше, и вот из-за леса показывается крыша крайнего дома деревни Мерлюгино. Дальше точно уже никто не поедет, обед точно будет здесь надо только выбрать не слишком заболоченную поляну - есть надежда, что на территории деревни таковая все-таки должна быть.
В деревне не живет никто, электрические провода сняты, постройки зачастую разваливаются. Напротив дома, который выглядит наименее ветхим (даже частично покрашен), находим не только поляну, но и костровище, в котором валяются стрелянные гильзы - видимо, здесь до нас обедали охотники. Используя доски, валяющиеся вокруг, сооружаем костер для приготовления горячего обеда. Во время приема пищи мимо нас проходят уже знакомые нам местные жители, бывшие на кладбище. От них узнаем, что в следующей деревне, через 3 км, уже обитаемой, будет колодец. Оно и к лучшему - вряд ли кто-то из нас решился бы пить "святую" воду.
После обеда еще примерно три километра пробираемся через лес, после чего перед нами появляется километровый столб с гордой отметкой "0", а за ним начинается грунтовая (ура!) дорога, и виднеется первый дом деревни Веркасье.
В деревне находим сразу два колодца, после чего освобождаем сосуды, попутно окропляя землю "святой" водой, и заполняем их, возможно и менее святой, но зато внушающей доверие.
После лесной дороги грунтовка кажется автострадой, а скорость 15 км/ч - вообще чем-то запредельным. Врываемся в деревню Павлово, где застаем автолавку, а также производим впечатление на местных жителей, тем, откуда мы выехали (см. диалог в начале текста).
Несмотря на недавний обед, мы, как вконец оголодавшие, закупаемся в автолавке пряниками и квасом, а потом еще и прикупаем у местных жителей парное молоко и поглощаем все это, сидя на поленнице посреди деревни. Один из наиболее странно
выглядящих местных жителей оказывается фермером, который, в частности, способствовал появлению здесь грунтовой дороги - уже за это ему спасибо. Он же сообщает, что Боровичи уже 10 лет, как нежилые, а вот в Мерлюгино еще два года назад кто-то жил. А еще мы узнаем, что грунтовая дорога не совпадает с нашим дальнейшим маршрутом: она уходит на Гверстянку, а нам надо в Вилины (которые опять-таки необитаемы).
Одно дело - на словах услышать, что дорога ухудшится, а другое дело - увидеть то место, где надо сворачивать с хорошей дороги. Но мы мужественно (ну хотя бы достаточно мужественно) свернули вновь на полевую дорогу, то есть на колею,
частично залитую водой. Через некоторое время колея вышла к полю, где потеряла свою однозначность: в разные стороны расходились одинаково мало езженниые тракторные колеи. Попробовав разные варианты и покатавшись по полю мы поняли,
что найти нужную нам дорогу просто невозможно: учитывая, что деревня Вилина нежилая, дорога могла и зарасти. В очередной раз упершись в лес, мы приняли решение далее двигаться по азимуту. При этом нам обязательно надо было выйти к
мосту через реку Маята просто потому, что это был единственный мост в округе.
Продравшись через полосу леса мы вновь оказались на поле, изрезанном тракторными колеями разного направления, ни одна из которых, однако, не напоминала нужную нам дорогу. Попытка обозреть окрестности с холмика посреди поля результата не дала, поэтому пришлось двигаться и далее по азимуту. К счастью, по мере движения в нужном направлении, колеи становились все более похожими на дорогу, и, наконец, Леша издал победный возглас, увидев за очередной канавой то, что было именно нашей дорогой. Она оказалась не столько грунтовой, сколько глиняной, но свежие следы от трактора Беларусь говорили о том, что "здесь прошли люди". Двигаясь по дороге, мы все еще не были уверены, что дорога ведет именно к мосту - на карте дорог было целых две, а подходила нам только одна. Нашей радости не было предела, когда за очередным поворотом показался именно тот мост, к которому мы стремились.
За мостом стояла деревня Веретье, где нас встретил полу-пьяный дачник (диалог см. в начале текста). Отбившись от податого аборигена мы продолжили путь по грунтовке с элементами асфальта в сторону населенного пункта Лажины. В Лажинах мы повернули на совсем уже цивилизованную дорогу, по которой поехали в сторону населенного пункта Сучки. До них (до Сучков? или до Сучек?) мы добрались достаточно быстро.
А потом нас ожидал сюрприз от Новгородской области - асфальтовая дорога и не думала заканчиваться, хотя по карте должна была оборваться. Более того, над ней висел гордый указатель "Старая Русса 44 км". То есть, пока никто не видел, кто-то построил поверх той грунтовки, по которой мы собирались ехать, асфальтовую дорогу. Не то, чтобы это нас очень расстраивало, но зато стало не понятно, где ночевать: изначально предполагалось это сделать у брода через реку Воложа.
Бродов на карте было обозначено два, и до первого из них мы вскоре добрались. Анализ местности показал, что никакого брода на реке в этом месте нет (правда, я потом подумал, что, возможно, мы не совсем там искали). Для ночевки окрестности первого брода тоже не подходили, и мы двинулись дальше по асфальтированной дороге, решив пересечь реку по ней и заночевать на другом берегу где-нибудь в стороне от дороги.
Мост через Воложу оказался на километр раньше, чем мы ожидали, то есть не совпадал и со вторым бродом через Воложу. А перед мостом от асфальтированной трассы отходила грунтовка, ведущая, по-видимому, в сторону брода. По ней-то мы
и решили поехать искать место для ночевки. Места мы, конечно, не нашли, поскольку вокруг были сплошные болота, хотя за ними и виднелся сосновый лес. Зато очень скоро мы выехали к тому самому броду. Рядом с бродом лежало большое
количество поваленного лесу и стоял УАЗик, хозяева которого, видимо куда-то отлучились.
Определить визуально возможность перехода реки вброд не удалось. В итоге, наш коллектив путешественников разделился по половому признаку в вопросе о том, а надо ли вообще переходить реку вброд (угадайте, какая половина была против). Несмотря
на уже присутствующие разногласия по этому вопросу, Леша самоотверженно решился проверить глубину реки экспериментально. Как выяснилось, река ему была примерно по грудь (то есть, мне примерно по уши). Возможность перехода реки вброд оставалась, но все больше превращалась в чисто теоретическую. В общем, дело кончилось тем, что слабая половина победила сильную (неожиданное торжество сил разума над силами добра) и мы отправились в объезд брода через автомобильный мост.
После переезда на другой берег поиски места стоянки продолжились и привели нас вновь к тому же броду, у которого мы стояли до этого, но уже на другом берегу реки. Собственно там мы и решили заночевать.
Велосипеды разгружены, палатки поставлены, девчонки крошат фрукты в глиинтвейн, мы с Лехой идем в лес за дровами, Леша разводит костер - после трудного походного дня приятно посидеть у огня и поесть шашлыков. Хотя встали на стоянку не рано, и сидим довольно долго, темнеть не собирается - мы довольно далеко забрались на север - конечно, не белые ночи, но все равно весьма светло.
Итог дня: 96 километров, все болота пройдены, жаль, что не перешли реку вброд, завтра подъем в восемь.
100 км за день по такой дороге - это круто. Я бы сдох, наверное 🙂
очень жалею, что не смогла поехать с вами:(
я прочитала!!!
а вы принципиально только Алексеев в поход брали?
:))))
а какие у вас велосипеды?
а что вы ели на обед если не было воды?
короче давай скорее продолжение!
🙂
Re: я прочитала!!!
Нет, не принципиально. Кстати, не все участники сначала знали, что я тоже Алексей 😉
Велосипеды у нас разные. Вообще я чувствую, что надо фотки выкладывать, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Продолжение будет. Только вот мой ноут в ремонте, что несколько осложняет его написание. Но я обещаю - будет обязательно.
Re: я прочитала!!!
хорошо = какой велосипед у тебя?
я вот просто подумала - на гоночном ведь наверно не проедешь по болоту - жалко его будет...
фотки хорошо бы, да 🙂
а если не знали что ты Алексей, то как же тебя звали? Яша?
Re: я прочитала!!!
У меня cross-country велосипед 1997 г. выпуска под названием Triatlon.
Даже после того, как стало известно, что я Леша, меня все равно все звали Яшей. Надо же ведь как-то различать трех Леш!
По болоту лучше всего на детском трехколесном велосипеде ехать: подъезжаешь к болоту, берешь велосипед на плечо и идешь пешком 🙂
да, что-то типа того 🙂
ЭХ, ностальгия! Вот прошло уже больше пяти месяцев и вспоминается все с больишм удовольствием! Спасибо за отчет и респект!