Брэд Питт, Анжелина Джоли и Дмитрий Харатьян в супер-мега-блокбастере "А что здесь делает Дмитрий Харатьян?" (с) КВН
Собственно, эпиграф можно было бы перефразировать так: chucker_mpa, _zif, yashunsky и их велосипеды в супер-мега-блокбастере "А нафига они туда попёрлись с велосипедами?!". Согласно планам, на второй день похода отводилась основная нагрузка - мы должны были доехать до казанской ветки ж/д, преодолев кучу километров, из которых небольшая часть (в начале) по лесу.
План по нагрузке был выполнен и перевыполнен. Вплоть до того, что могли бы быть жертвы (о разрушениях - отдельно). План по километрам выполнен не был. Возможно, если бы у нас не было велосипедов, его было бы выполнить и то реальнее.
30 апреля я проснулся от того, что на вырубке, где мы ночевали, послышались голоса. Голоса принадлежали лесорубам, которых туристы совершенно не интересовали. Индифферентность была взаимной, и, как позже выяснилось, - зря. Если бы я поговорил с аборигенами, то, возможно, узнал бы, что наша вырубка - вовсе не урочище Русловка. И что дорога в Татаровку лежит вовсе не там, где я думал. Однако, всего этого я не узнал. Я только обошёл всю вырубку целиком и убедился, что никаких следов запруды или водоёма на ней нет. Моей рабочей гипотезой стало то, что до урочища Русловка мы просто не дошли, и что оно будет дальше по дороге.
Поэтому после завтрака мы сориентировались по компасу и двинулись вперёд, якобы в сторону Русловки и Татаровки. Дорога несколько раз ветвилась, но, самое главное, стала практически песчаной, что существенно замедлило продвижение. Тем не менее, к 11 утра мы вышли к урочищу:
Его форма и показания компаса не позволяли никак считать его урочищем Русловка, альтернативных же вариантов было не много. Точнее, он был один: мы оказались в урочище Озерки, лежащем к юго-западу от нужного нам направления. Дорога, прийдя в урочище практически потерялась, лишь вдали виднелась довольно крепкая грунтовка, ведущая почти строго на юг.
Было, о чём призадуматься. Надо было всё проанализировать, и принять правильное решение.
Естественно, я постарался оттянуть этот момент. Оставив Володю с Серёгой отдохнуть, я отправился посмотреть на грунтовку в сторону юга. Она производила впечатление надёжной дороги, ведущей в сторону жилья.
Поэтому я решил существенно скорректировать планы и двинуться строго на юг. Правда, реализовать это решение нам не удалось. Возможно, если бы я был твёрд относительно изменения планов, всё было бы иначе. Но, на самом деле, мне было очень обидно, что изначальный план (с проездом через Татаровку) мне реализовать не удастся.
Поэтому я был весьма рад, когда посреди урочища Озерки нам встретился крытый грузовик, перевозящий лесорубов. Они подтвердили наше местоположение и показали дорогу на Татаровку. Точнее, показали, где она начинается. Правильной последовательностью действий было бы: сказать спасибо, подождать пока грузовик уедет по своим делам и поехать дальше на юг. Из этой последовательности не был выполнен последний пункт. Узнав, что дорога на Татаровку есть (не спросив, в каком она состоянии!) я решил, что необходимо выполнить первоначальный план.
Мотивировано это было, в частности тем, что движение строго на юг обещало гораздо более длинный путь через леса, в то время как дорога через Татаровку должна была вывести нас на менее прямую, но зато асфальтовую дорогу. Ну, и, опять-таки, желание выполнить изначальный план. Подобное упорство погубило в своё время дирижабль Гинденбург. Но об этом я тогда не думал. Мы смело повернули на восток, гордо промчались мимо остатков построек урочища Озерки (напоминающих военную базу) и углубились в Лес.
Как писали в книжке "Знаменитая танковая", "А теперь, дружок, взгляни на карту".
Урочище Озерки находится в левом верхнем углу, Татаровка - почти в правом крайнем. Дорога, по которой предполагалось двигаться изначально обозначена зелёным пунктиром. Есть она там в действительности, или же это лишь картографический миф, мне неизвестно. Дорога, по которой мы собирались попасть в Татаровку из Озерков тоже отмечена на карте (черная неяркая линия). По ней мы и двигались некоторое время. Однако, пейзаж по сторонам всё чаще становился вот таким:
а сама дорога вскоре упёрлась вот в это:
В древней Руси такие вещи назывались засеками и служили надёжной защитой от кочевников. Надо признать, что такая полоса препятствий легко останавливает не только конника, но и велосипедиста. Моя разведка на 100 метров вперёд без велосипеда потребовала около 20 минут и показала, что засека заканчиваться не собирается. Поэтому мы повернули назад (точка 1 на карте) и вернулись туда, где дорога, по которой мы ехали, раздваивалась.
Вторая дорога оказалась достаточно проторенной, хотя качество её от этого не улучшилось. А ещё на ней встречались вот такие вот замечательные пресмыкающиеся:
Слегка петляя, но всё же держа общее направление на восток-юго-восток, дорога привела нас к вырубке и благополучно на ней закончилась. Мы на всякий случай пересекли вырубку, но дороги на другой стороне не обнаружилась. Там оказалась просека, причём идущая только в одну сторону и обрывающаяся с другой. По этой просеке мы прошли некоторое время, пока Володя справедливо не заметил, что по солнцу мы движемся совсем не туда. Проверка компасом показала, что просека, а вместе с ней и мы, действительно, идём на запад. Поэтому мы развернулись (точка 2) и дошли обратно почти до вырубки.
Со всей остротой встал вопрос о том, куда же идти дальше. К сожалению, я мог предложить только один вариант ответа - по азимуту. Весь оставшийся день прошёл под знаком востока и юго-востока. Под конец Серёга сказал, что он ещё долго не сможет слышать эти два направления без содрогания. Но в тот момент мы были только в начале нашего "лосиного трофи".
Очень быстро мы вышли из леса на редколесье, которое, по моим предположениям, должно было быть с другой стороны ограничено ж/д. Карта показывает, что я явно недооценивал расстояние до ж/д на юге, но в качестве цели и стимула наличие ж/д впереди было весьма полезно. А необходимость в стимулах неустанно росла по мере того, как подходили к концу запасы воды. Собственно, от купленной в магазине воды оставалось менее литра, и ещё некоторое количество было у меня в велосипедной фляжке. А пить хотелось всем. Поэтому воду дозировали. В переводе на русский язык это означает давали выпить изредка не более одного глотка.
Бездорожное редколесье с лосиными экскрементами (куда же без них) привело нас к ручью, который даже был отмечен на карте. Это позволило спозиционироваться и понять, что до Татаровки ещё идти, и идти, а на часах уже половина третьего.
Сам ручей, конечно, не Волга, но как его переходить тоже было не очевидно. Кстати, из него можно было бы набрать воды, но мы ещё не настолько "опоходились", чтобы пить сырую, а времени на кипячение у нас точно не было.
Ручей выглядел примерно вот так. Пересечь его удалось в итоге по бревну, передавая велосипеды по цепочке.
Однако на другом берегу ручья нас вовсе не ждало никакое спасение. Напротив, там начинался холм (т.е. надо было идти вверх), на котором среди следов относительно недавнего лесного пожара зеленели посадки молодых ёлочек. Почему-то мне в память врезались три сосны, которые маячили на горизонте - они были на юго-востоке, и я выбрал их в качестве ориентира. Я как сейчас помню, что я смотрел на них, они возвышались где-то далеко впереди и я только знал, что до них надо дойти. И шёл вперёд. И вёл за собой двоих, у которых, видимо, в этот момент уже не было выбора.
До сосен мы дошли, но ничего не изменилось. Только как-то незаметно закончился подъём. Мы находили какие-то дороги и теряли их, выбирали какие-то, а какие-то не выбирали, стараясь держаться направления на восток и юго-восток. В какой-то момент мы попали на абсолютно песчаную дорогу, по которой даже катить велосипед было тяжело. А ещё в какой-то момент дорога привела к разрушенному колодцу, который, правда, о воде хранил одно лишь воспоминание.
Лосиные экскременты продолжали сопровождать нас повсюду. Периодически дорогу преграждали упавшие деревья, через которые велосипеды приходилось перетаскивать. Перед одним из таких перетаскиваний я забрал у Серёги его более тяжёлый велосипед и отдал ему свой - более лёгкий. Видимо, на этом надо было настоять ранее. А ещё ранее, на стадии планирования похода, надо было задуматься о том, что мы будем делать с тяжёлым велосипедом в лесу...
Много раз поменянные дороги привели нас к открытому пространству, которое было целиком превращено в засеку (предположительно, точка 4 на карте). Деревья были повалены в беспорядке по всей площади, стволы лежали на уровне пояса и двигаться дальше по этой территории было почти невозможно.
То есть, конечно, полные сил румяные атлеты, наверное, с лёгкостью преодолели бы эту полосу препятствий. Но мы были вовсе не в таком состоянии. Наоборот, Серёга сказал, что перспектива несения его дальше на наших плечах рассматриваться не может, а потому пол-часа отдыха являются просто обязательными.
На часах было 4 часа. Сколько оставалось до ближайшего населённого пункта, я не знал. Где мы находимся, я, в общем, тоже слабо представлял. Сотовый телефон не работал. Надежды на то, что в случае разделения (например, чтобы сходить за подмогой) я смогу вернуться в эту же точку у меня не было никакой. Выход был, в общем, только один - надо было идти всем вместе. Оставалось определиться с направлением.
Пока остальные отдыхали, я выбрался на разведку, чтобы как раз направление определить. Какова же была моя радость, когда буквально в 10 шагах от того места, где мы находились я обнаружил могилу. Там был похоронен лесник, погибший при тушении пожара. Могила, по крайней мере, решала проблему возвращения в ту же точку. Безысходности чуть поубавилось и я отправился искать выход из засеки.
Перелезать через деревья пришлось довольно долго. Ориентировался я на лес, маячавший на юго-востоке. Кроме того, от могилы начиналось некоторое подобие дороги, которое, правда, было сплошь завалено засеченными деревьями. Моя вылазка оказалась не напрасной. Через 300-400 метров засека кончилась и совершенно отчетливая дорога повела в глубь леса в направлении В-Ю-В.
С этой новостью я вернулся к Володе с Серёгой и мы двинулись к дороге. Схема движения была такая - Серёга, силы которого надо было беречь особенно тщательно, дошёл с нами и с рюкзаками до начала дороги и остался нас ждать там. А мы челночно стали переносить три велосипеда. Причём Володя умудрялся нести два (надеюсь, что родители это не прочитают). В процессе челночной переноски мы чуть было не потеряли велосипеды посреди засеки, но, к счастью, всё обошлось.
В итоге, почти час спустя мы были в начале новой лесной дороги, которая, как мы надеялись выведет нас к жилью - деревне Ивонино.
Дальнейшее движение по дороге было не намного проще, хотя Володя даже кое-где ехал, но я себе ехать не позволял. Серёга был уже сильно измотан и даже стал давать инструкции относительно того, что делать, если у него станет плохо с сердцем. Эти настроения я постарался нивелировать, а темп немного сбавить.
Зато на дороге стали появляться признаки цивилизации - скворечники, порванные ботинки - каждый из которых вызывал приступ радости. И наконец, ещё через час дорога повернула направо и вывела нас к железной дороге:
Но праздновать триумф было некогда. Фактически, не останавливаясь, мы продолжили двигаться дальше, туда, где должна была быть деревня. Однако, спустя некоторое время деревня всё ещё не показывалась и начало закрадываться беспокойство - возможно, это вовсе не тот выезд из леса и до деревни еще несколько километров дороги.
Беседка у дороги, конечно, могла быть признаком близкого жилья, а могла и не быть.
К счастью, опасения оказались напрасными - через несколько поворотов мы всё-таки выехали на задворки деревни Ивонино.
Колодца, правда, в деревне не оказалось. Но жители дома, в котором мы пытались выяснить расположение колодца добросердечно наполнили водой из своего колодца все имеющиеся у нас ёмкости. В том числе - пуза. После дня проведённого практически без воды, это было ни с чем не сравнимым удовольствием.
Мы встали на стоянку в лесу, неподалёку от деревни, чтобы на следующее утро уехать поездом из посёлка Новый Быт.
День, проведённый в условиях дефицита воды не прошёл бесследно. Подобно герою рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни", мы не смогли полностью избавиться от ощущения, что вода может закончиться. Поэтому воду для ужина сделали из снега, который не успел растаять в ложбинке рядом со стоянкой:
Глядя на это фото, сделанное на следующее утро, может показаться, что весь предыдущий день был лишь незначительным препятствием, которое мы успешно преодолели. .... Только вот не случайно я взялся писать этот отчёт лишь почти год спустя....
Отдельная благодарность выражается yashunsky за то, что в тяжёлых условиях он не забывал делать фотографии, которые позволили спустя почти год восстановить точную хронологию событий (по EXIF-ам).
Не до конца раскрыта тема молодых ёлочек 🙂 Когда в начале они казались такими милыми в сравнении с засекой, но через некоторое время уже не вызывали никакой другой реакции кроме как "им конца нет, этим хищникам!" 🙂
Ну что ж, добавлю свои 5 копеек. )
--
Дорога несколько раз ветвилась, но, самое главное, стала практически песчаной, что существенно замедлило продвижение. На самом деле, практически весь маршрут она была песчаной (если не асфальтовой). Просто степень песчаности изменялась от умеренной до Сахары ))
Засеки/буреломы/пожарища были знатные.... Учитывая то, что местность в оригинале местами болтистая, нам еще крупно повезло с погодой - было очень и очень сухо. Ритм прохождения был примерно такой. Идем по азимуту, рюкзак на плече, велосипед под мышкой. Раз в 1.5 метра велосипед поднимается на пол метра в воздух для преодоления очередного поваленного бревна. И так - до упора )
Самое ужасное - практически полное отсутствие воды вкупе с физическими упражнениями и сравнительно жаркой погодой... Могу только выразить свое восхищение Лешой и Володей - по сути остатки воды были отданы в мое личное распоряжение, причем мои спутники не проявляли признаков обезвоживания. Я же, напротив, под конец пути находился "на последнем издыхании". Учитывая мой вес и сопутствующие влагопотери, я четко определил все нехорошие признаки.... да еще сердце начало показывать свой характер.... Если бы не помощь моих соратников по борьбе с буреломом, я бы скорее всего там бы и остался... а еще вернее - не пошел бы, изменив маршрут.
Эти настроения я постарался нивелировать, а темп немного сбавить. Какие тут нафих настроения! ))
А ещё в какой-то момент дорога привела к разрушенному колодцу, который, правда, о воде хранил одно лишь воспоминание. А был-ли колодец это? Вопрос остался открытым, но имхо - нет...
Ручей, который мы доблесно форсировали (не замочив ног) скорее всего был одним из истоков речки Колпинка, давшей название минеральной воде местного разлива. Здесь, около этого ручья можно вполне было устроить "аварийный лагерь", и в этом пункте я с тобой, Леш, категорически не согласен - имхо можно было остановиться, накипятить воды и думать, что делать дальше. В любом случае, в первоначальный маршрут мы не укладывались, а база была неплохая...
Вообще, вопрос питьевой воды был доминантным во всем походе - начиная от закупок и транспортировке безумного кол-во воды на себе и заканчивая остановками без источников.
В целом, ты очень правдиво и правильно пишешь, мне нра. Однако винить себя не стоит - все шли на это добровольно, стало быть "сами себе злобные буратины". Самое удивительное, что спустя некоторое время мне захотелось повторить что-то в этом духе - но не в таком же ключе, если ты понимаешь, о чем я 😉
как-то так... я не большой мастер отчетов о походах, так что очень рад что ты решил-таки к годовщине выпустить этот док-т ) Жду продолжения! )
В каком смысле - продолжения?
Во всех. И в плане отчета, и в плане перспектив 😉
Вот чего-то народ мне не ответил в прошлой части про Камчатку, блин...
Самое удивительное, что спустя некоторое время мне захотелось повторить что-то в этом духе
Вот! о чем я и говорю
Когда плетешься в лесу, думаешь, ну кто меня сюда тянул? чего дома не сиделось? а потом возвращаешься и снова ведь тянет...
Конечно, каждый раз хочется сделать "нормальный" поход, но обычно все равно получается "как всегда" 🙂
Видишь-ли, я сторонник получения удовольствия от процесса, а не только от воспоминаний. А происходит "как всегда" -- боюсь из-за кривой организаци процесса. :-\
ну... тут уж как говорится, кто умеет тот делает а кто не умеет тот критикует 🙂
организуйте! покажите нам как надо!
ну а я так и думал, что получу такой ответ. И с ним кадринально не согласен. Критиковать может даже человек, никогда ничего не далавший в данной области. В противном случае все критики срочно преквалифицировались бы в тех, кого они критикуют.
Организовывать зная ваши предпочтения я не могу, т.к. они (предпочтения) очень сильно отстают от ваших. Например, базисным тезисом могу ставить "Нагрузка на день = нагрузка оптимальная для самого физ. неподготовленного - 25%". Как-то так.
Мне почему-то кажется, что если вычесть ответственность, то от этого конкретного похода я получил бы исключительно удовольствие. Оно (удовольствие) для меня заключается в преодолении трудностей (часто - самостоятельно созданных 😉 )
Угу. Для вас удовольствие в преодолении трудностей - причем рали самого преодоления. А для меня трудности только досадная помеха. Если есть 2 дороги, одна из которых неудобная, а другая нормальная, и они не отличаются по другим характеристикам, я 100% выберу нормальную )
А я не знаю, что бы я выбрал. К счастью, такой выбор делать приходится крайне редко. Гораздо чаще выборы бывают:
- пойти в поход или не пойти в поход;
- поехать по этой плохой дороге или по той плохой дороге, причём про обе неизвестно, куда точно они приведут 😉
Первый пп. решается однозначно.
Второй - зависит от целей. Если цель - не драть Ж, то однозначно по хорошей. Хотя бы по той причине, что возвращаться по ней будет проще при всех прочих равных.
Я говорю (во втором пункте) выбор обычно бывает между плохой и плохой! 🙂
Ссори, криво прочитал.
Планировать без плохих дорог с самого начала либо менять маршрут в пользу хорошей. Имхо инчае никак. Или - драть Ж. Я например готов драть ж в пешем походе ради как-ой цели (выйти к красивому месту, например), но не просто ради процесса.
Честно? Даже становится немного страшно, когда читаешь этот отчет. Я бы его даже охарактеризовал как велоотчет жанра ужастик 🙂 Хорошо, что я знал, что все хорошо закончится. Многие все-таки недооценивают всю серьезность такого мероприятия как поход в лес. На будущее - надо обязательно разрабатывать маршрут из расчета по самому неподготовленному участнику похода.
А вот Яше - лично предлагаю организовать персональный Лось-трофи 🙂 Это когда маршрут изначально рассчитывается для лосей и идут в него только лоси 🙂