Города на краю света

Без рубрики Оставить комментарий

Последовательное описание действий на протяжении дня, скорее всего, было бы абсолютно нечитабельным: "Встали, поели, поехали...", поэтому описывать я буду посещённые города и впечатления от них, соблюдая некоторую привязку ко времени, но не составляя полную хронологию событий.

Хотелось бы отметить, что все города Дальнего Востока - молодые. И даже очень молодые. История поселений начинается зачастую во второй половине девятнадцатого века или же вообще в двадцатом веке. Так что славное прошлое любого города обычно довольно кратко и весьма стандартно, поэтому особое внимание хочется уделить не столько культурно-исторической составляющей, сколько текущему состоянию города.

День Y+13, 22 июня
Биробиджан. Республика, которой нет.



В попытке оценить свое отношение к Биробиджану и Еврейской автономной области, столицей которой он является, мне, несколько неожиданно, вспоминается город Вена. Общим моментом для этих двух городов является несообразность. Как Вена является (в своей архитектуре и масштабности) столицей империи, которой нет, так же Биробиджан, и вместе с ним ЕАО, является областью народа, который там не живёт. Л.В. Смирнягин предлагает называть жителей области "еврейцами", потому что, собственно, евреев в области не слишком много: при населении области порядка 190 тысяч человек, доля евреев не превосходит 5%. Даже в "лучшие" для численности еврейского населения годы эта доля не превосходила 20%. Однако, несмотря на приведённые выше показатели, область - как её руководство, так и многие её жители - живут так, как будто они, фактически, являются национальной республикой. Более того, пожелания преобразовать область в республику, кажется, "витают в воздухе".

В чем выражается национальная составляющая области? Названия основных учереждений дублированы на идише. Кстати, я с некоторым удивлением узнал, что идиш - полноценный язык, а вовсе не диалект. И этот язык стараются постепенно возрождать - вплоть до групп в детском саду с преподаванием идиша.

Главная улица Биробиджана носит имя Шолом Алейхема, на ней же стоит памятник ему же. Другие памятники в городе тоже, в большинстве своем, имеют "национальную окраску". Не минула эта тенденция и многих магазинов. Кстати, в некоторых случаях и названия магазинов дублированы на идише.


Не только памятники, но и вообще вся культурно-историческая составляющая жизни завязана на еврейское население. Правда, национального театра больше нет, но в филармонии играет ансамбль еврейских скрипачей. А краеведческий музей хоть и начинает историю места с древнейших времен, но неизбежно приходит к тому, что всё самое интересное, а также самое трагическое, связано именно с еврейскими поселениями на этой земле.

Ещё один интересный момент: все кому был задан соответствующий вопрос, утверждали, что проблема ксенофобии отсутствует в области в принципе. И, по сути, ничто не мешает в это поверить. Поверить, "просуммировать" перечисленные выше особенности ЕАО и понять, что здесь созданы все условия для проживания еврейского населения. Остаётся только одна проблема:


евреев в области крайне мало.

Почему же они не хотят сюда приезжать? На заре ЕАО сюда приезжали евреи чуть ли не со всех концов света - было много евреев из Германии, некоторое количество из США, не говоря уже о множестве переселенцев из разных регионов Советского Союза. Но отношение властей к евреям на протяжении двадцатого века слишком часто были крайне негативными, да и жизнь в ЕАО не совсем похожа на рай на Земле, поэтому желающих приехать в ЕАО поубавилось. И всё же утверждается, что до сих пор люди приезжают - вот из Израиля даже стали приезжать в последние годы. Однако, единичные случаи не делают статистики. Статистика, кстати, сооббщает о парадоксальном факте: при общем сокращении численности населения, доля еврейского населения растёт.

При ответах на вопросы об экономическом состоянии области, наиболее употребимым местными чиновниками словосочетанием было "вполне приличный". Ну и, конечно, общие для Дальнего Востока проблемы не минули ЕАО: в частности, торговать с Китаем выгоднее, чем с европейской частью России. Кстати, впервые (правда, неявно) было озвучено, что дальневосточным территориям в части ж/д тарифов нужны не равные условия, а привилегии. В общем, всё, действительно, "вполне прилично", но об экономическом благополучии говорить, пожалуй, не стоит.

Интересен взгляд на состояние экономики ЕАО "с другой стороны" - из Хабаровского края. Согласно сарафанному радио, внешнее благополучие достигнуто благодаря иностранной финансовой помощи (США, Израиль), а в действительности ЕАО является рассадником преступности и наркомании, которые "экспортируются" даже в Хабаровский край.

Вот такая вот получается противоречивая картина. И главное противоречие, как мне кажется, заключается в том, что область есть, а народа нет. Но вот условия созданы, препоны сняты - возможно, всё изменится. Ведь недавно в Биробиджане даже открылась синагога...

Дни Y+15 - Y+18, 24-27 июня
Комсомольск-на-Амуре. Град обречённый?

Комсомольск-на-Амуре (КнА) встретил нас толпой на причале, которая практически не уменьшилась после отхода "Метеора", что позволяет сделать вывод о том, что все эти люди надеялись на "безбилетные" (т.е. "безместные") места на "галёрке" третьего салона "Метеора".

Автобус повёз нас по широченному - 3 полосы в каждую сторону и трамвай посередине - и абсолютно безлюдному проспекту Мира к гостинице Амур. Гостиница, как и большинство зданий на проспекте, представляла собой классический образец архитектурых 30х-40х годов.

Вообще, первое впечатление от города - архитектурный заповедник 30х годов. Как и многие первые впечатления, это впечатление обманчиво. Архитектурное единство соблюдается на проспекте Мира, Ленина и прилегающих к ним улицах, но по мере отдаления от упомянутых магистралей, дома быстро теряют парадный штукатурный окрас, затем становятся панельными, и, в конце концов, доходят до деревянных бараков. От "лица" до "изнанки" порой лишь пара шагов. Не только улицы со старой застройкой, но и более "свежие" имеют несообразную размеру города ширину: автомобили на них теряются, чувствуют себя мелкими и ничтожными и в смущении забывают соблюдать правила дорожного движения.

Пешеходы тоже немного теряются. В частности, не знают, где же ждать трамвая: в итоге жмутся у самых рельсов, расположенных в середине улицы, уворачиваясь от машин, проезжающих по левому ряду. И машины, и люди кажутся в городе немного лишними. Трамваи - нет. Машины - более лишние, чем люди. Всё вместе выглядит как макет советского социалистического города в масштабе 1:1. Проспект Мира - галерея 30х, проспект Первостроителей - витрина архитектуры 70х. И поверх всего этого живут люди.

Город обязан своим существованием судостроительному заводу, сейчас же живёт благодаря авиационному. Это противопоставление порождает некоторую ревность между заводами. Но ревность ревностью, а понятно-то всем, что само существование города напрямую зависит от заказов "Сухого". Если Sukhoi Super Jet (SSJ) "пойдёт", всё будет хорошо. Если нет... в худшем случае может дойти идо исполнения мрачного предложения, якобы высказанное Е.Гайдаром, которое припоминают практически все жители Дальнего Востока: "Будем вывозить город Комсомольск в Россию".

На самом деле, жить в Комсомольске стало лучше, но положение стало неустойчивее. И, что примечательно, многие жители предпочли бы стабильный упадок неустойчивому росту. И жители, и здания города выглядят опрятно, но настроения не радужные. Самым честным был представитель судостроительного завода: в силу климатических условий, продукция завода заведомо неконкурентноспособна в сравнении с китайскими и корейскими судами. Поэтому без оборонных заказов завод рано или поздно умрёт. "Заточенный" под оборонку, он никак не перестроится под рыночные отношения, а может быть, и не способен это сделать вовсе. И с городом примерно та же история, только степень критичности чуть меньшая: вот если SSJ будет удачным...

В обеспечение двух главных заводов в Комсомольске были построены и другие заводы, и некоторые из них постепенно переползают на рыночные рельсы. Но всё это не меняет индустриальности города. В постиндустриальную эпоху он так и не вошёл. Даже образование выглядит индустриальным: на углу аллеи Труда и проспекта Мира стоит огромное здание, которому могли бы позавидовать некоторые провинциальные университеты. Это - техникум. В городе много техникумов и ещё больше общежитий. А вот ВУЗ я нашёл только один: возможно, плохо искал. Правда, нашёлся он в самом центре, на улице Ленина, неподалёку от здания с башней, похожей на Кремлёвскую - одной из "визитных карточек" города. Так что ВУЗ в центре, но и, похоже, в одиночестве. В Пскове, который меньше КнА по численности населения, ВУЗов, насколько я знаю, больше.


Полевые поиски ВУЗов, которые я вёл в КнА привели меня к мысли о Комсомольске, как о "граде обречённом". То ли в этом городе не рождаются поэты и художники, то ли им здесь незачем оставаться. Помещение союза художников я, кстати, в КнА видел. Но в его витринах висели объявления с рекламой такси...

Растит ли Комсомольск гуманитариев, нужны ли они ему, сможет ли он выжить без них? Или дело вовсе не в этом? Может быть всё зависит от успешности Сухого? Или просто нужен скачок в постиндустриальность? Или же всё-таки Комсомольск обречён? И 75 лет назад на берегах Амура в тучах мошкары, без инструментов, люди начали Эксперимент по построению ... Града Обречённого?

7 комментариев к “Города на краю света”

  • еще раз спасибо за то, что делишься впечатлениями
    зы: читать пост "из будущего" весьма забавно 😉

  • Про идиш - ты меня немножко удивил. Конечно, это отдельный язык, а не диалет:)
    Читать очень познавательно.
    Спасибо тебе

    • я всем рассказываю, что это мёртвый язык, на котором говорили евреи в изгнании, а сейчас практически никто не говорит!! дизинформ))

  • Нагнал ты негатива про Биробиджан...
    Климат там фиговый - это раз 🙂 Далеко - это два. В-третьих, половину приехавших в 30-е годы, в эти же 30-е и расстреляли 🙁 Кстати, 20% - это не так мало, даже 5% - это тоже не так мало. Больше, чем в Москве.
    И синагога там была ещё с начала 90-ых. Идиш ты тоже зря обидел, на нём до Катастрофы говорили больше 10 млн человек; книги издавались многотысячными тиражами.
    Конечно, тут мы подходим к главному моменту, что Б-г дал евреям Землю немного в другом месте. Сталин, видимо, решил поэкспериментировать - как мы видим, победитель в споре между Б-гом и Сталиным определился по всем пунктам 🙂

  • классно написано. прочувствовала.

  • Рита:

    Интересно, изменилось ли что-нибудь для Комсомольска-на-Амуре сейчас, когда SSJ 100 уже летают с коммерческими рейсами 🙂

    Википедия говорит, что "исторически сложившееся прозвище — город Юности". Мда...

    Судя по той же Википедии, в КнА всё-таки два вуза, и один из них таки "гуманитарно-педагогический" 🙂

Оставить комментарий

Тема WordPress и иконки разработаны N.Design Studio
© 2025 Страница Алексея Яшунского RSS записей RSS комментариев Войти