Дни Y+12, Y+14, Y+19 - Y+22 - Хабаровск
Если не считать ночного проезда на автобусе от вокзала до гостиницы, первое знакомство с Хабаровском произошло у меня в силе "Бегущего Города" на территории районов, которые относятся к промышленно-спальным. Весьма вроятно, что такой первый взгляд на город предопределил моё отношение к нему. Но, скорее всего, дело обстояло так: я ожидал от города чего-то особенного, но так и не нашёл; а с каждой новой прогулкой замечал всё больше неопрятности в городе, который, неведомым для меня образом, получил звание "Самого благоустроенного города России". Мимолётное ночное видение Хабаровска, казалось, соответствовало современному благоустроенному городу: большие транспорные развязки, огни торговых центров... Однако, день показал, что ночь скрывала множество мелких деталей, портящих картину.
Бегущий Город Хабаровск?
Утро дня Y+12 началось со знакомства с представителями администрации края, однако запомнился вовсе не этим. По заданию одной компании, занимающейся исследованиями рынка бил-бордов, студенты занимались измерением транспорных потоков в окрестностях вышеупомянутых билбордов. Выглядит это примерно так: есть некоторое количество точек в городе, каждую из них надо посетить и выполнить несложное задание - посчитать число машин, проезжающих в каждую сторону за 5 минут. Классическая задача городского ориентирования! Навыки БГ очень пригодились. Кстати, мне достался этап в промышленных и спальных районах Хабаровска, что было во многом созвучно БГМ-2007.
Местность, на которой расположен город, достаточно пересечённая, поэтому между параллельными улицами, например, переходить не так уж легко. Осевой линией нашего (я выполнял замеры вместе с Аней Захаровой) маршрута была улица Краснореченская, по которой ходит трамвай, и которая уходит от центра Хабаровска к его южной окраине. Кстати, нумерация домов на этой улице - от окраины к центру, что, видимо, свидетельствует о том, что улица ранее проходила по пригороду, который потом влился в черту города.
Кроме самой улицы Краснореченской остальная часть маршрута не была особенно интересной в архитектурном плане. К западу от Краснореченской вплоть до берега Амура расположены заводы и пустыри, к востоку - микрорайон Южный с типовой блочно-панельной застройкой. Сама улица Краснореченская кроме заборов различных предприятий состоит ещё из некоторого количества домов со сталинской архитектурой.
В общем, первый маршрут по Хабаровску получился не слишком интересным в архитектурном плане. Чтобы реабилитировать город в моих глазах, я постарался вдальнейшем уделять внимание преимущественно центру. Реабилитация не удалась. Итак, краткая и необъективная характеристика города Хабаровск.
Обо всём понемногу
Хабаровск - город неровный. Неровный не только в смысле рельефа, но и в смысле архитектурного единства, планировки, и т.д. Центральная часть города расположена на берегу Амура и прорезана насквозь двумя оврагами, перпендикулярными Амуру, по которым некогда текли две речки, впадающие в Амур. Сейчас речки заключены в трубы, и поверх них разбиты бульвары - Амурский и Уссурийский. Между этими бульварами, по гребню, идёт улица Муравьёва-Амурского - главная улица города. Вдоль самого берега Амура расположен парк и набережная.
Улица Муравьёва-Амурского вместила в себя все 150 лет Хабаровской архитектуры, в том числе некоторые любопытные образцы конструктивизма (например, пожарное депо). К сожалению, за пределами главной улицы архитектура быстро перестаёт быть интересной. За несколькими исключениями улицы города застроены кирпичными нештукатуренными домами 60-х, панельными и блочными домами, а также разномастными частным сектором.
Там, где заканчивается Центральный район, начинается промзона, порождённая железной дорогой, а потом снова черезполосица из рабочих посёлков 50х, кирпичных пятиэтажек 60-х, блочно-панельных кварталов 70-х и частного сектора без возраста. Развитие города давно стало многополярным, но пространство между полюсами далеко не всегда похоже на город.
Транспорт. Машин в Хабаровске много, но пока что дорожная сеть справляется. Общественный транспорт представлен троллейбусами, трамваями и автобусами; автобусы преимущественно коммерческие, паразитирующие на "обычных" маршрутах. Я был очень рад увидеть трамваи, любопытно было, что на линиях используются и вагоны чуть ли не 50-х годов, и я с огорчением узнал, что к 2050 году планируется ликвидация трамвая. Без комментариев.
Принудительная социализация
Я до сих пор не научился уделять внимания людям. А ведь город - это, прежде всего, его жители. К счастью, задачи студенческой практики обеспечили мне общение с местными жителями в добровольно-принудительном порядке. Требовалось провести социологический опрос населения, и меня подключили к этой работе.
Когда в Москве житель Хабаровска и студент геофака Вова Истомин рассказывал про свой город, он упомянул район, в который ходить не надо: Пятая площадка. Однако, как раз очевидная "народность" названия "Пятая площадка" (мнимая народность, как выяснилось) привела к тому, что было особенно интересно провести опрос и в этом районе. Название района связано со строительством ТЭЦ, он расположен в своеобразном тупике городской транспортной сети, и имеет среди жителей города репутацию наименее престижного и наиболее неблагополучного района.
Опрос показал, что и большинство жителей этого района думают так же. При этом, правда, они вполне довольны местом, где они живут. Особой криминальности района я так и не заметил, но и удовольствия процесс опрашивания мне не доставил. Я и так-то не слишком контактный, а еще когда приходится "допрашивать" людей, становится как-то совсем неловко. А вообще - люди, как люди.
Кстати, в архитектурном плане район не так уж и плох - довольно много двухэтажных кирпичных домов 50-х годов - рабочий поселок. Большинство домов в хорошем состоянии, особенно если не обратить внимания на школу в самом центре пятой площадки, лежащую в руинах 😉
"Через четыре года здесь будет город-hub"
А.Б. Левенталь (из краевой администрации) утверждает, что город просто обречён стать логистическим узлом в силу своего местоположения. Именно эта функция, функция хаба (каламбур!), должна стать основной для Хабаровска. Даже для туризма предполагается использование Хабаровска как точки пересадки и аклиматизации туристов на пути в европейскую часть России.
По-видимому, такие планы, в особенности в части туризма, наиболее соответствуют реальности, хотя судить, в общем, не мне. Замечу лишь, что из всех туристических сувениров в Хабаровске я видел лишь фуболку с изображением 5000-рублёвой купюры и надписью "Хабаровск - круче всех!".
Город явно не бедствует, развивается, и будет дальше развиваться, но сейчас развитие не дало городу (пока?) внешней привлекательности, с моей точки зрения. По-видимому, если просто смешать ингридиенты, не обязательно получится торт... Буду рад изменить своё мнение о Хабаровске при следующем посещении.
> если просто смешать ингридиенты, не обязательно получится торт...
Полностью согласен! 🙂
А Вообще - СПАСИБО за отчет - очень интересно читать про дальневосточная города нашей Родины
Какого географа потеряла наша кафедра!
Отчет просто класс!
Польщен невероятно. Спасибо.
забей на дискру, поднимайся на 5этажей вверх))