Как говорилось в одном КВНе конца 80-х, "в водах нашего самого большого в мире озера отражается наш самый большой в мире объект". Озеро Manapouri только пятое по величине в Новой Зеландии (второе по глубине), но зато в его водах отражается гордость новозеландской энергетики - подземная электростанция, дающая 14% всей электроэнергии Новой Зеландии. Попасть на неё совсем просто - нужен только билет на экскурсию.
Идея построить здесь электростанцию появилась ещё в 1904 году: озеро Manapouri находится на высоте 178м над уровнем моря и меньше, чем в 10 км от побережья; оставалось "только" организовать сток воды и поставить турбины. Однако, отдалённость местности и техническая сложность заставили отложить проект в "долгий ящик". Об идее вспомнили в 60-х, в связи со строительством аллюминиевого завода в Bluff. После дополнительных изысканий, в 1963 году началось строительство электростанции. К 1972 году постройка была завершена, хотя изначальный проект претерпел изменения: предполагалось поднять уровень озера Manapouri и соединить его с Te Anau, но возмущённая общественность воспротивилась, и, в результате, система оперирует в рамках естественных уровней воды в озёрах. К счастью, в районе Manapouri выпадает в среднем более 3700мм осадков в год, и всегда есть вода, которую можно "сбросить" на турбины.
Машинный зал электростанции расположен ниже дна озера: вода "падает" на турбины с 200-метровой высоты, а потом по тоннелям течёт 9.8км до моря, впадая в залив Deep Cove. Изначально планировался только один тоннель, но повышенное трение в нём замедляло воду и не позволяло использовать турбины на полную мощность. В 1997 году было начато строительство второго тоннеля, которое закончилось в 2002 году, после чего станция вышла на проектную мощность в 850 мегаватт. Правда, в среднем, она выдаёт меньше: объём зависит и от текущих нужд, и от количества "доступной" воды; во время экскурсии табло показывало 420 мегаватт.
Кроме машинного зала, шахт для воды и кабелей, и тоннелей к морю, строительство станции включало постройку дороги от моря к озеру и автомобильного тоннеля с поверхности в машинный зал. Это было необходимо для доставки оборудования, потому что иначе как морем что-то в Manapouri привезти было нельзя. Тоннель к машинному залу опускается по спирали на глубину 200м и имеет длину 2км. Каждый день, переправившись через озеро, по тоннелю добираются на работу 15 человек - это весь обслуживающий персоннал станции.
Дорогой к морю пользуется большее число людей. Дело в том, что залив Deep Cove - начало фьорда Doubtful Sound (Сомнительный залив). Имя дано капитаном Куком, который сомневался, смогут ли ветры фьорда "выдуть" корабль обратно, и не стал заходить, ограничившись поименованием.
Doubtful Sound считается вторым по красоте после Milford Sound, но попасть туда существенно сложнее, и, как следствие, в разы дороже. Поэтому я не собирался туда ехать, мотивируя это тем, что после Milford-а можно обойтись и без Doubtful.
Тем не менее, для меня было очень приятным сюрпризом, когда гид сообщил, что между экскурсией на электростанцию и обратным катером есть время, и мы поедем на перевал Wilmot Pass.
До самой остановки автобуса я не верил своему счастью, но вот дорога пошла на последний подъём, автобус сворачивает и тормозит, а перед глазами открывается панорама, посередине которой узкая голубая полоса с неровными краями уходит в сторону моря: это фьорд Doubtful Sound. Его берега не такие отвесные, зато густо-густо покрыты тёмно-зелёным лесом. Взгляд приятно ласкает уже знакомая сине-зелёная цветовя гамма. Посередине фьорда одиноко уходит в сторону моря маленький, как игрушка, катер. Мне не жалко, что я не был. Я рад, что я видел.