История, которая, как мне казалось, закончилась, неожиданно получила продолжение. Или post-scriptum. Больше года назад я побывал на разъезде Гуреевский, когда поезда там уже ходить перестали. И вот, 26 декабря я снова оказался там же.
Казалось бы, ничего не изменилось. Разве что снег выпал. Однако, существенное отличие всё же имелось:
Кто все эти люди? И откуда взялся поезд там, где его не было уже более полутора лет?
В мае 2008 года поезд перестал ходить после того, как комиссия РЖД вынесла решения о недопустимости эксплуатации путей в связи с их аварийным состоянием. Ремонтировать что-то, кажется, начинали, но быстро бросили, а единственный поезд отменили. Узкая общественность периодически возвращалась к этому вопросу, пыталась что-то будоражить, но больше просто ныла о том, что потеряно безвозвратно.
И вот, незадолго до конца 2009 года случилось невероятное. Появилось новое решение РЖД о том, что всё-таки на пути Тума—Гуреевский—Голованова дача допустимо движение со скоростью 15км/ч (замечу, что это не так мало, ибо "обычный" узкоколейный поезд редко когда ходит быстрее 30км/ч). Конечно, не стоило ожидать, что за этим последует восстановление поезда. Его и не последовало, ибо поезд был явно убыточный и финансировался за счёт района. Зато последовало нечто также весьма неожиданное. В сообществе любителей узкоколеек появилось объявление об организации одного частного рейса поезда в Голованову дачу и обратно. Возможно, последнего. Тут же разгорелась достаточно бурная дискуссия о морально-этической стороне вопроса, объявление затем из сообщества исчезло. К счастью, прочитав объявление, я решил, что лучше жалеть о том, что сделал, а не о том, чего не сделал. И тут же позвонил. И для тех, кто заявился, поездка состоялась.
Что же нужно, чтобы пошёл поезд, который давно не ходит? Всего-то нужно набрать полный вагон (около 40 человек) geek-ов, готовых заплатить пятнадцатикратную стоимость проезда туда-обратно:
Лирическое отступление
Посмотрев "Теорию большого взрыва", я узнал, что любовь geek-ов к рельсовому транспорту имеет природу трансконтинетальную (как секс) или межконтинентальную (как баллистические ракеты). Однако, если в Северной Америке geek-ам достаточно просто предпочитать поезд самолёту, то в РФ, где большинство не-geek-ов пользуется именно поездом для перемещения из пункта А в пункт Б, приходится придумывать что-то особенное. Поэтому российские geek-и любят узкоколейки 😉
Пёстрая толпа из преимущественно молодых людей пришла пешком к разъезду Гуреевский со стороны Касимовской трассы. Были в этой толпе и девушки (некоторые из которых, как мне показалось, так и не поняли до конца, куда и зачем они ездили), и даже очень бойкая, но уже совсем седая женщина, которая на моих глазах лихо вскарабкалась на тепловоз.
Всех этих людей, пожалуй, объединяло то, как они смотрели на поезд, когда впервые увидели его на путях в Гуреевском. Робкая улыбка и блеск в глазах. Судя по себе, могу сказать, что это была оправдавшаяся надежда, помноженная на отсутствие уверенности до последней секунды. Даже когда за деревьями уже было слышно урчание дизеля, всё ещё оставались сомнения: а вдруг никакого поезда нет? Но поезд был. И это было похоже на чудо. На путях стоял тепловоз с вагоном. А рядом стоял обходчик Никулин (легендарная для этой дороги личность) и, затягиваясь сигаретой, смотрел на всех этих странных людей с фотоаппаратами. Кажется, всё-таки смотрел с одобрением.
В вагончик набились битком, некоторые даже часть пути проехали на снегоочистителе, пока он был в составе поезда. Всё-таки участников оказалось чуть больше, чем сидячих мест.
К счастью, некоторые участники просто не могли усидеть на месте и всё время проводили в тамбурах, выпрыгивая на каждой остановке. Эти выпрыгивания живо напомнили описанный Паустовским "классический" способ выхода из поезда на мещёрской магистрали.
Поезд медленно шёл сквозь леса, ветки деревьев, то и дело, скреблись о стенки вагончика, на переездах поезд останавливался и фотографы выбегали, чтобы сделать очередной кадр. На первом переезде мы "напугали" лесовоз, который, вероятно, уже забыл о том, что здесь бывают поезда. У второго встретился УАЗик на котором ребята специально приехали фотографировать поезд! А потом люди закончились. Остался лес, остались деревни. Но уже в Курше нам никто не встретился.
Одиноко побродив по мокрому снегу, пассажиры забрались обратно в вагон.
Но и в Головановой даче никого не оказалось. То есть, я не исключаю, что деревни всё ещё обитаемые, но нам никто не встретился. Зато нас встретил заколоченный вокзал без таблички (говорят, что табличка уже в музее УЖД).
Внутри вокзала всё так же плохо, как и снаружи. Пол усеян бумагами, которые, по-видимому, составляли архив станции. Легко наткнуться на документы 50-х, 60-х, 70-х, 80-х. Если поискать, можно найти инструкции из 40-х. Поразмыслив, решил ничего с собой не брать. Вряд ли мне пригодится какой-то приказ по Горьковской ж/д от 1965 года...
В целом, посещение Головановой дачи, несомненно, входило в список вещей, которые я очень хотел совершить. И я особенно рад тому, что мне удалось попасть туда на поезде, несмотря на почти невозможность этого события. Тем не менее, от посещения осталось и вполне предсказуемое разочарование. Зная об этих местах лишь по книгам, я представлял себе их живыми. Даже понимая разумом, что там уже всё не так, как было, я неизбежно оставался в плену иллюзий. И эти иллюзии неизбежно разрушились при посещении. Станции Голованова дача, где уютно горит свет в зале ожидания в 3 часа ночи, больше нет. Теперь её нет и в моём воображении. Но я всё равно рад, что побывал там.
Погоди. То есть ты, превозмогая отвращение, досмотрел до конца второго сезона?)
И на третьей с конца фотке выглядывает не гражданка Меркушева? 0_о
Ты не поверишь, я, превзомогая отвращение, смотрю дальше. Чтобы быть в курсе, когда меня начинают сравнивать с кем-то оттуда.
И, нет, это не Оля. Как-то мне даже не пришлов голову её звать туда 🙂
А я перестал смотреть, что-то не катит. Хотя я вроде говорил.
Ты ещё на МакФлая старшего похож из Назад в будущее. Только не спрашивай, на какого МакФлая-старшего)
Советую пересмотреть;)
Иди в пень! Сам ты похож на МакФлая-старшего :-[
Ну лан, я - так я, не так плохо, как могло бы быть)
Черт, ты же теперь меня пуще прежнего возненавидишь!
Абалдеть. Потрясающая история.
Напомнило мне Абхазию - я там тож на частном поезде прокатилась (ничего страшнее этого поезда в жизни не видела - ни окон, ни дверей, тихий ужос). И вокзал в Сухуме изнутри примерно так же выглядел. Понимаю, что ты немножко о другом, но впечатления и ощущения очень похожие.
А фотографии у тебя есть? И где это (точнее, чем просто Абхазия...)?
Фотографии я поищу, но если они и есть, то неоцифрованные.
Ехали мы из Сухума в Армянское ущелье, где домик снимали. А в Сухум мы приехали на парад - 10 лет победы над грузинами тогда было, и всех желающих из Нового Афона привезли в Сухум смотреть парад, на специально организованном властями автобусе (чуть менее страшном, чем поезд, о котором речь). Ну а как обратно-то ехать? Пошли искать вокзал. Нашли. А на вокзале почему-то разруха и нет никого 🙁 И тут вижу - на путях поезд, в вагонах люди. Говорят, какой-то ушлый армянин то ли купил, то ли просто подобрал брошенный состав, нанял машиниста и кондукторшу - и вперед 🙂 Да, и ехал этот поезд по принципу московской маршрутки - "остановите, пожалуйста, вон у того столба" 🙂
Вообще про Абхазию можно бесконечно рассказывать. Страна победившего раздолбайства - в лучшем смысле этого слова.
Очень трогательно. Чувствуется, что написано с большой симпатией и грустью, потому как там действительно грустно и пусто.
Из необычных дорог я каталась только по КБЖД, и это, по-моему, противоположный пример того, что можно сделать с железной дорогой! (таких идеально аккуратных поездов и станций я нигде больше в России не видела).
P.S. Да, девушка на 3-м фото и правда на меня слегка похожа!
Кстати, да, я про КБЖД тоже вспоминал. В частности, потому что я её застал как раз в состоянии близком к полному хаосу, а потом она преобразилась... (хотя в новом виде я её лично не видел).