Изначально со мной собирались ехать и другие велосипедисты, но у всех в последний момент что-то не срослось, потому решил ехать один. Вероятнее всего, будь я не один, всё было бы совершенно иначе. Поездка замышлялась как разведка с целью выбора оптимального маршрута через точки: Петушки, база Круглец, озеро Сеньга, Покров. Места в общем, знакомые, хотя ранней весной я там до этого не бывал.
От станции Петушки до моста через Сеньгу (реку) маршрут знакомый, так что сложностей не практически не возникло: только в конце более короткой дороги через поле, обнаруженной этой зимой, пришлось прыгать через ручей — какие мелочи!
После моста двинулся по дороге, ведущей на юго-запад, той же, что и когда-то раньше при прохождении этого маршрута. Как следовало ожидать, ручьи разлились, образовав на дороге более или менее необходимые лужи.
Надо понимать, что весной в лесу "промочишь ли ты ноги?" не является вопросом. Вопрос только к том, когда именно, и как глубоко будет. Поэтому наличие луж не удивляло. Даже скорее удивительным казалось наличие большого количества совершенно сухих участков.
Я достаточно быстро добрался до точки, где находился брод через Сеньгу, которым предлагали пользоваться создатели гео-тайника Круглец (первая фотография на карте). Брод выглядел совершенно непреодолимым, хотя и "провешенным". В Мещёре, как в Зоне у Стругацкий, встречаются "провешенные" дороги, вдоль которых на деревья повязаны белые ленточки или кусочки полиэтилена. Проблема с этими дорогами прежде всего в том, что ими сложно пользоваться, если не знаешь заранее, куда эта дорога тебя выведет.
Вместо того, чтобы ломиться напрямую к базе Круглец, как мы это делали в прошлый раз, я продолжил движение по дороге, которая, действительно, в определённый момент разветвилась и налево ушла дорога к базе, на которой, конечно, тоже были лужи, но особых проблем они не создали.
По этой дороге я добрался прямо до базы (второе фото на карте) и даже до самого озера Круглец (третье фото на карте). На берегу озера, кстати, находится бытовка, в которой ночуют рыбаки. Альтернативной дороги, приводящей к базе Круглец с востока, обнаружено не было.
После успешного нахождения дороги до базы, я отправился на поиски пути к озеру Сеньга. По пути проверил наличие заброшенного лесничества (четвертое фото на карте). Кстати, от него на север, кажется уходила дорога, выглядевшая совершенно заброшенной. Вскоре после лесничества обнаружилось ответвление дороги на запад, показавшееся мне перспективным, однако оно закончилось "местом отдыха" (пятое фото). На север и юг от места отдыха отходила заросшая просека. Пришлось вернуться на основную дорогу.
Основная дорога, бывшая изначально песчаной и хорошо накатанной, постепенно всё ухудшалась.
Дорога привела к точке, где в прошлый раз мы переходили Сеньгу вброд (шестое фото, увеличенный вариант ниже).
Идти вброд сейчас не хотелось совсем — у меня были ещё почти сухие ноги — и я продолжил движение по дороге. Дорога подозрительно загибалась всё больше на восток, пока не повернула в совершенно восточном направлении. Накатанность дороги постепенно исчезла.
При этом на дороге встретилось несколько совершенно необходимых луж, так что по щиколотку я в итоге промок. Я уже размышлял о том, что если ответвления на юг не будет, можно продолжить движение по дороге и дальше на восток, потом повернуть на север и финишировать в Петушках вместо Покрова. Однако мои размышления прервал знак на дереве (седьмое фото на карте). Знак гласил, что "Проход и проезд запрещён. Особо охраняемая зона". Почему зона охраняемая, а главное — кто её охраняет, знак не сообщал. По карте, кстати, в этом месте должна была начаться "дорога с улучшенным покрытием", а сама охраняемая зона была подписана как "Урочище Убитое поле". Насколько всё это соответствует действительности я не узнал, потому что решил, раз уж встретился такой знак, надо поворачивать назад.
Вероятно, будь я не один, мы бы просто вернулись той же дорогой, что и приехали, обратно на станцию в Петушки. Но, видимо, из-за того, что я был один, я решил, что нехорошо оставлять маршрут пройденным наполовину. Поэтому я вернулся в точку ПЦ (Переход Целеустремлённый) на карте, и решил форсировать Сеньгу. Наверное, дополнительным фактором в пользу моего решения послужило то, что брод, как и упомянутый выше, был "провешенный". У самого начала брода меня встретили лосиные экскременты, как бы символизирующие, что даже лосям здесь бывает страшно.
Подступы к броду были заболочены, но, переступая с кочки на кочку, можно было сохранять уровень замоченности ног "по щиколотку". Правда, в какой-то момент очередная кочка провалилась и уровень сразу стал "по колено". Прыгая по кочкам и продираясь через заросли, следуя за белыми ленточками, я добрался до берега реки. То, что это берег можно было угадать только по характерным зарослям кустов, торчащим из воды. Бобровой плотины, по которой мы переходили в прошлый раз, как по мосту, даже не было видно — только пара жердочек торчала над водой, всё остальное было где-то в глубине. Если бы я не знал, что плотина там, я бы, наверное, не рискнул продолжить движение.
Но поскольку в плотину я верил, я двинулся вперёд. Через несколько шагов по "берегу", где уже было по колено, я почувствовал, как дно под ногами начинает уходить вниз — слой ила не выдерживал мой вес. Велосипед спокойно стоял рядом и никуда не погружался — его вес ил выдерживал. За секунду паники я успел уйти в воду по пояс. Потом, зацепившись за велосипед и кусты, вытащил себя и в два-три шага добрался до того места, где начиналась плотина. К счастью она была там, хотя и скрытая водой. На ней можно было даже стоять, хотя вода и доходила до бедра. Оказавшись на чем-то твердом, я первым делом переложил фотоаппарат из куртки в рюкзак, чтобы не искупать его. Затем, хватаясь за жердочки и, катя по плотине велосипед, я перебрался на другую сторону реки.
На берегу я отжал брюки, подштанники и носки, чтобы не везти с собой всю воду, которую они впитали. Разводить костёр для сушки было бесполезно: во-первых, я знаю, сколько времени нужно, чтобы хоть что-то высушить на костре, а во-вторых, вокруг была заболоченная местность, покрытая преимущественно высохшей осокой. Были шансы устроить пожар, а вот развести хороший костёр — вряд ли. Когда я зашнуровывал обратно кроссовки, мне подумалось, а не поторопился ли я отжимать одежду.
Оказалось, поторопился.
Буквально за кустом протекал второй рукав Сеньги. Видимо, он был глубоким, и поэтому летом оказывался настолько узким, что не представлял существенного препятствия, почему я его и не запомнил. Сейчас, в "большую воду", поток был не только глубоким, но и широким (метра 4, наверное). Уже у берега глубина оказалась достаточной для того, чтобы велосипед ушёл "по руль". Добираться вплавь не хотелось совсем — всё-таки полное купание в мои планы не входило. Поперёк потока лежало несколько брёвен. Первое оказалось просто плавающим на поверхности: навернуться с него можно было уже при первом шаге. Второе оказалось удачнее — оно хотя бы было жёстко зафиксировано одним концом на берегу. Правда, как идти по бревну с велосипедом всё равно было непонятно — навыками эквилибриста я не обладаю.
После нескольких неудачных попыток начать движение, я оставил велосипед на берегу и вооружился шестом. С ним дело пошло лучше, хотя и с шестом двигаться уверенно у меня не получалось. На трёх четвертях пути шест ушёл в воду настолько, что стало понятно: здесь бы было "по уши". Добравшись до противоположного берега, я задумался, что же делать с велосипедом, оставшимся на другом берегу. В итоге вынув из карманов всё и сняв рюкзак, подготовившись таким образом к возможному купанию, я отправился обратно за велосипедом.
Держать шест и велосипед в руках одновременно было невозможно. Ставя велосипед поперёк бревна (бедная большая звезда!), я медленно двинулся вперёд. Как и следовало ожидать, велосипед соскользнул на трёх четвертях пути, но я каким-то чудом удержался и даже удержал в велосипед. Вернув его из воды обратно на бревно, я преодолел последнюю четверть и оказался на берегу.
Как только я достиг другого берега, ветрено-снежная погода сменилась солнцем — весьма символично.
Поплутав немного вокруг озера Сеньга, я вышел к столбам от несуществующей железной дороги.
Отсюда путь уже был достаточно прост, хотя и неоднозначен: определённо, сеть дорог в этом районе требует дополнительного исследования. Когда в половину пятого я добрался до станции Покров, одежда на мне уже практически высохла. Местная инфраструктура за время моего отсутствия сильно развилась, а уровень сервиса в магазине вырос настолько, что мне налили горячий чай прямо в термос.
Ого!
Зер гут!
Поздравляю с откытием купального сезона!
>У самого начала брода меня встретили лосиные экскременты, как бы
> символизирующие, что даже лосям здесь бывает страшно.
Зачет 🙂
Эх ностальгию! Помню как в августе 2006 мы там переходили этот брод и он казался детским.
Ну и приключеньица! Мокренько. 🙂
А для чего маршрут выбирали?
Ты на BOR 22-го едешь?
Я проверял проходимость вот этого маршрута. На предмет вождения по нему групп желающих.
Про БОР пока не знаю, посмотрим.
С почином!
Обожемой, мои болотно-нырятельные приключения по сравнению с этим просто-таки нервно курят в сторонке 🙂
Ну хотя я всё-таки плавала пару раз. Но ещё и с велосипедом это делать! Мда 🙂
Есть куда стремиться явно.
Расшифровку "ПЦ" я, с твоего разрешения, утащу в личное пользование 🙂 Пожалуй, даже команду так можно будет назвать... С учётом моей любви к азимутовке должно подойти 🙂
"На берегу я отжал брюки, подштанники и носки, чтобы не везти с собой всю воду, которую они впитали."
Неопрен и сетчатые "сплавные" кроссовки 🙂 Правда, не знаю, насколько это всё совместимо с велосипедом. Или лёгкий-лёгкий капрон, он в момент сохнет.
Дурацкое, конечно, выходит общение "через время", спустя больше года...
Хотя ну и пусть.
Да, про неопрен я всё знаю. Просто никак не начну им пользоваться. Что-то удерживает.
Я тоже очень долго без неопрена обходилась, а потом в 2009-м понадобилось бегать по снежно-водяной каше, и я его внезапно оценила 🙂 Теперь всех пытаюсь подсадить 🙂
Но с тобой, видимо, стоит подождать до октября-ноября, когда холодно станет 🙂
А кроссовки вот такие: http://ak.buy.com/PI/0/500/204127681.jpg, из них вся вода выливается в тот же момент, когда ты из неё вылезаешь.