Придумывая, что бы такое посетить в Санкт-Петербурге, не мог обойти вниманием Гранд-Макет. Наверняка про него уже писали и ещё напишут помимо меня, но хочется зафиксировать что-то «на память».
Как я понимаю, открылся Макет для ежедневных посещений совсем недавно, а потому внимания привлекает довольно много.
Как мне кажется, ценность макета не столько в том, что он изображает «всю Россию», сколько в масштабности самого объекта. То есть, конечно, интересно, что оно всё такое тематическое и привязанное к реальным образам, но вызывает восхищение просто сама конструкция — игрушечный мир, стремящийся к абсолюту.
Кстати, Гранд-Макет нарушает второе правило создания макетов:
Это здание расположено в «условном Санкт-Петербурге». Табличка на входе предупреждает, что все образы собирательные, но некоторые достопримечательности легко идентифицируются.
Сначала кажется, что знакомых объектов маловато. Вот Кижи — их ни с чем не спутаешь, хотя в моих воспоминаниях купола у них не золотые.
Вот космодром в Плесецке, который я никогда вживую не видел 🙂 Впрочем о том, что это он, любезно сообщает аудиогид.
Вот где-то в Ледовитом океане спускают на воду аппараты «Мир»:
А вот к монументу на границе Европы и Азии рядом с Екатеринбургом приехала свадьба:
Но быстро понимаешь, что самое интересное — это всё-таки детали и собственная жизнь этого маленького мира. А то, что он — отражение России, уже не столь важно.
Этот мир создан вокруг игрушечных железных дорог, и они пронизывают его насквозь. То тут, то там стоят вокзалы, поражающие разветвлённостью путей и обилием деталей.
Всем железнодорожным хозяйством управляют с большого пульта, спрятанного где-то под Уральским хребтом:
Со сложным путевым хозяйством можно ознакомиться перед входом, где вывешена подробная схема:
Но такие вещи, скорее всего, заинтересуют больше фанатов моделирования. Обычные же люди приходят, чтобы просто рассматривать макет.
Примерно каждые пятнадцать минут начинает темнеть, и на макет спускаются короткие сумерки:
Вслед за сумерками наступает ночь, и макет озаряется ночными фонариками:
Где-то в районе Поволжья ночью слышен гром и видны вспышки молнии. В ночи особенно выигрышно смотрятся предприятия нефтехимической промышленности:
После короткой ночи снова наступает день, причём в «восточной» части макета раньше, чем в западной.
Обеспечить смену времён года было не так просто, поэтому на макете есть просто места, где всегда зима.
Правда, в некоторые места снег ещё не завезли, хотя по плану он там должен быть:
Но там, где со снегом и льдом всё нормально, люди пользуются:
И даже поезда идут вдоль снежных равнин, на которых ни на минуту не перестают качать нефть:
По улицам игрушечных городов ездят машины, мигая поворотниками:
Как я понял из объяснений аудиогида, у автотранспорта система питания вроде троллейбусной, только провода спрятаны под макетом. На деле создаётся полная иллюзия автономности (этот автобус, кстати, колесит по «Калининграду»):
Автопарк на макете преимущественно иностранный, но есть и легко узнаваемые советские машины:
Не только городская, но и сельская местность получила подробное отображение.
Причём увидеть можно не только полевые работы, но и, собственно, деревенский быт:
Вообще, на макет проникли почти все стороны нашей жизни. Вот дети играют в футбол:
Вот туристы расположились на берегу озера где-то в Карелии:
Вот выстроились на парад военные части:
Вот промышленные сооружения в плачевном состоянии:
А вот кто-то разрезает ржавый буксир на металлолом:
Здесь есть и рынок подержанных японских машин где-то на Дальнем Востоке:
И в гаражном кооперативе на задворках предусмотрена туалетная кабинка:
Ритуал проводов в последний путь тоже оказался запечатлённым:
И даже недавний всплеск протестной активности не обошёл Гранд-Макет:
В общем, даже при том, что работа ещё явно не закончена, макет производит очень сильное впечатление именно своей масштабностью. Когда осознаешь, какой труд вложен во всё это, понимаешь, что лозунг на склоне горы появился совсем не случайно: