От посещения музея железнодорожного транспорта на Рижском вокзале осталось много фотографий, которые надо разобрать, но всё никак не выберу время. Попробую выкладывать маленькими кусочками. Одним из первых на пути посетителя оказывается "классическая" теплушка конца XIX—начала XX века.
Согласно стандартам русской армии, в такой вагон помещалось 40 человек или 8 лошадей. Внутри, в случае, когда размещались именно люди, устраивались с двух сторон от двери нары, а посередине ставилась печка-"буржуйка". В общем, много всего интересного можно про этот вагон сказать, но я остановлюсь на тормозах. Собственно, хочу немного прояснить смысл фразы, вынесенной в заглавие.
Песенное творчество сохранило не только фразу "кондуктор, нажми на тормоза", но и даже "а машинисту молодому кричит кондуктор тормозной" (в исполнении Чиж и Ко). "Кондуктор тормозной" — это не обидное прозвище, а, на самом деле, должность.
Состав в пути сопровождала кондукторская бригада, отвечающая в том числе и за то, чтобы при необходимости тормозить, ибо тормоза были механические, и у каждого вагона — независимые.
Кондуктора стояли на площадках вагонов и по свистку машиниста "нажимали на тормоза", точнее, крутили ручки.
На фото слева изображена, собственно, площадка вагона и видны красные ручки, за которые крутится вал, приводящий в движение тормозные колодки (механизм на фото справа сверху, колодка на фото справа снизу).
Когда на смену механическим тормозам пришли пневматические (с 1930-х годов практически повсеместно), необходимость в кондукторах на площадках вагонов отпала.