Впечатления от Руана, возможно, были бы несколько иными, будь погода получше. Но погода в Нормандии — дело случая. И временное ненастье можно, в каком-то смысле, считать частью городской атмосферы.
Всё меняется вместе с погодой: видимо, не зря Моне написал столько разных руанских соборов. Правда, с того места, где он писал свои картины собор теперь виден гораздо хуже — выросло дерево и заслонило фасад.
Собор, как водится, строили многие века, лишь в XIX-м решив, что пора остановиться. В процессе менялись стили, поэтому сооружение несколько эклектично, но доминирует всё-таки готика. Та самая, пламенеющая. Башни никогда не задумывались симметричными. Кстати, правая башня называется Масляной, потому что построена на деньги, которыми прихожане оплачивали своё право есть масло (и, вероятно, другие непостные продукты) во время поста. Довольно приземлённый подход к вопросам религии, зато башню построили.
У собора есть не только главный фасад, прославленный Моне, но и много других сторон. Возможно, не столь знаменитых, но не менее пламенеющих.
Буквально в двух шагах от собора находится церковь Сен-Маклу. Руан долгое время (в основном в средневековье) был вторым по величине городом Франции, плотность населения (и, как следствие, церквей) в центре была довольно высока. Снова готика. Забавно, что в кадр попала ветка дерева, позволяющая увидеть, насколько готическая архитектура впитала «лесные» мотивы.
Пожалуй, примечательнее самой церкви Сен-Маклу оказывается её бывшее кладбище. После чумы оно явно не вмещало всех жалающих, поэтому останки сначала поливали известью, а кости потом складывали в некое подобие колумбария: так они занимали меньше места. Несмотря на несколько необычное назначение строения, внутренний двор колумбария выглядит очень умиротворяюще.
А декор на стенах свидетельствует о том, что отношение к смерти несколько отличалось от современного.
Кости, надо сказать, уже много веков не хранятся в этом здании. Сейчас здесь располагается школа искусств.
Ещё одна готическая доминанта Руана — собор аббатства Сент-Уан.
Парк вокруг собора — бывшая территория аббатства. Поинтересовался у Франсуа, каким образом аббатства получали во владение такие обширные земли. Оказалось, что всё весьма прагматично: в благородных семействах состояния передавались по наследству старшему сыну, а младшим приходилось выкручиваться самим; часто они становились во главе аббатств; а потом, в силу родственных связей, старший сын делился землями с аббатством младшего брата, обеспечивая себе мощную религиозную поддержку, а аббатству — обширные владения.
Но не только служители церкви могли позволить себе вычурную готическую архитектуру. Администрация средневековой Нормандии (называемая, по английской модели, Палатой Шахматной доски), довольно неплохо справлявшаяся с административно-финансовыми, законодательными и судебными функциями, выстроила себе здание с ничуть не менее пламенеющей готикой.
Сотрудники этого ведомства тоже не бедствовали. Один из советников во времена Франциска I построил себе дом, в котором сейчас разместился пятизвёздочный отель.
Руанское богатство, основанное на торговле и производстве шерстяных тканей («хайтек средневековья», по выражению Франсуа), находило проявление и в других городских постройках. Например, знаменитые руанские часы.
Впрочем, сейчас туристическую славу Руана составляет не столько былое богатство или шедевры готической архитектуры, сколько тот факт, что именно здесь сожгли Жанну д'Арк. Всё это выглядит немного цинично, если учесть, что ничего хорошего от руанцев Жанна не видела — разве что крест ей дали в руки в тот момент, когда её сжигали. Невиновной её признали тоже в Руане, но Жанне от этого было уже ни тепло, ни холодно. Зато теперь Жанна д'Арк — это отличный бренд. Сохранившаяся башня руанской крепости называется башней Жанны д'Арк, хотя толком не ясно, была ли в ней Жанна д'Арк.
На рыночной площади города, на месте старых торговых рядов, выстроена современного вида церковь святой Жанны, несколько напоминающая гигантскую рыбу.
Рядом с церковью поставлена табличка, на том самом месте, где сожгли.
Впрочем, всё это — обычные туристические достопримечательности. Говоря о «бренде», я скорее, думал о том, что, например, в Руане продаются конфеты под названием «Слёзы Жанны д'Арк».
К вечеру погода неожиданно преобразилась, и в последние часы перед закатом я успел увидеть Руан совсем другого цвета.
В частности, от этой перемены очень выиграл вокзал в стиле модерн, чем-то напоминающий хельсинский.
А ещё у меня есть фотография импровизированного ужина, которую я не знаю, как привязать к остальному рассказу про Руан.
Сыр в форме сердечка — это опять-таки Нёфшатель. Выяснилось, что он использовался нормандскими девушками в средневековье, чтобы продемонстировать свою благожелательность к английским солдатам. Да, как вы, вероятно, догадались, в бутылке — сидр. Видимо, последний за эту поездку.
Красиво... Готично. 😉